search
main
0

Владимир ПЫЛЕВ, министр образования и науки Самарской области: Необходима интеграция высшей школы с производственной сферой

​Вузы области осуществляют подготовку кадров для 19 отраслей экономики более чем по 400 специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования, научным специальностям, ведут дополнительную подготовку и переподготовку работников социально-экономической сферы региона.Контингент студентов в системе высшего профессионального образования Самарской области в 2012-2013 учебном году составил 141730 человек, в том числе по очной форме обучения – 65954 человека, из них на местах бюджетного финансирования – 40106 человек.

– Владимир Александрович, как вы оцениваете ситуацию с высшим образованием в Самарской области, нет ли переизбытка кадров с высшим образованием на рынке труда?- На наш взгляд, значительной проблемой является несоответствие структуры профессионального образования и потребностей рынка труда. Дисбаланс на рынке труда вызван во многом деятельностью негосударственных вузов и отсутствием реальных рычагов влияния на данный сектор. Негосударственные вузы в основном ориентированы на спрос населения и не учитывают кадровых потребностей рынка труда и претензий работодателей и государства к качеству подготовки специалистов и реализуют преимущественно специальности сферы экономики и управления, права и специальности гуманитарного профиля. При этом в 2012 году они стали полноправными участниками конкурса на подготовку кадров за счет средств федерального бюджета.- Какие профессии на сегодня являются самыми востребованными в Самарской области?- Традиционно наиболее востребованными среди абитуриентов вузов Самарской области остаются специальности, а также образовательные программы подготовки бакалавров группы «Экономика и управление» (27% от общего числа поступивших в 2012 г.), на которые значительная часть абитуриентов была принята на места с полным возмещением затрат на обучение, а также медицинского, юридического профиля.При этом интерес к направлениям подготовки инженерного профиля остается высоким, о чем свидетельствует количество поданных заявлений и конкурс при поступлении. Положительным моментом является сохранение тенденции к увеличению объемов подготовки в государственных вузах Самарской области инженерных кадров для развивающихся отраслей экономики региона. Это подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием непосредственно для металлургической, машиностроительной и материалообрабатывающей отраслей, для предприятий аэрокосмического комплекса, а также по межотраслевым специальностям, в области приборостроения, опто- и электронной техники, радиотехники и связи. Доля принятых на обучение по инженерным специальностям производственного профиля составляет около 30% приема в вузы региона. Наибольшим спросом пользуются специальности групп: «Электронная техника, радиотехника и связь» (2% от общего числа поступивших), «Информатика и вычислительная техника» (3,6% от общего числа поступивших), «Автоматика и управление» (2% от общего числа поступивших).- Как вы оцениваете материально-техническую базу самарских вузов, отвечает ли она потребностям сегодняшнего дня?- За последнее десятилетие все государственные вузы существенно улучшили материально-техническую базу.В Самарской области на протяжении ряда лет проводится целенаправленная работа по формированию единого межвузовского пространства, которое призвано повысить эффективность ряда направлений вузовской деятельности и оптимизировать затрачиваемые ресурсы. В области созданы и успешно работают межвузовский медиацентр г. Самары, межвузовский студенческий медицинский центр, межвузовский международный центр образования и науки Самарской области, ассоциация вузов «Самарский региональный научно-образовательный комплекс», межвузовская кафедра теологии и истории религии, межвузовская кафедра этнологии и межнациональной культуры, межвузовский гуманитарно-музейный центр, построен межвузовский дом для профессорско-преподавательского состава вузов. Такие проекты позволяют, не прибегая к жестким вариантам реорганизации, усилить интеграцию вузов в тех сферах, где она наиболее востребована: в организации студенческого спорта и культурно-досуговой деятельности, в реализации совместных научных проектов, в совместном использовании дорогостоящего оборудования, в информационном обеспечении образовательной и научной деятельности и других сферах.Но, безусловно, проблемы материально-технического оснащения в вузах остаются. Со своей стороны Министерство образования и науки Самарской области принимает участие в решении некоторых из них.В соответствии с постановлением правительства Самарской области от 11.04.2012 №191 «Об установлении расходного обязательства Самарской области по предоставлению в 2012 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере образования, на содействие развитию образования в Самарской области» проведены мероприятия, направленные на улучшение эксплуатационных характеристик и внешнего вида объектов инфраструктуры и системы образования (отдельно стоящих учебных, учебно-производственных и жилых зданий, объектов (зданий) спортивно-оздоровительного назначения и общественного питания) в Самарской области. Проведен ремонт фасадов зданий Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П.Королева (национального исследовательского университета) и капитальный ремонт спортивного корпуса Самарского государственного экономического университета.- Какие проблемы, на ваш взгляд, сегодня являются наиболее острыми для высшей школы Самарской области? – Анализ сети учреждений высшего профессионального образования региона показывает, что за последние 10 лет ее структура не претерпела значительных изменений как по виду, статусу и территориальному расположению высших учебных заведений, так и по большинству показателей структуры приема и обучения. Это свидетельствует о ее стабильном функционировании и достижении равновесия между спросом у населения и предложением в сфере услуг высшего профессионального образования. Однако в последние годы ситуация начинает меняться как вследствие уменьшения приема в вузы, в том числе на заочную форму обучения, которая преобладает в большинстве негосударственных вузов и филиалах вузов, так и вследствие  федеральной политики, направленной на уменьшение количества высших учебных заведений.Наиболее перспективными направлениями развития высшей школы Самарской области являются усиление интеграции системы высшего профессионального образования региона с производственной сферой Самарской области в рамках формирования и развития высокотехнологичных кластеров, усиление интеграции образовательных, научных, материально-технических ресурсов вузов посредством создания межвузовских структур, оптимизация структуры учреждений высшего профессионального образования.Оптимизация системы профессионального образования проводится с целью обеспечения качества подготовки специалистов, соответствующего современным вызовам экономики региона, страны. На реализацию поставленных задач перед высшей школой в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и послании губернатора Самарской области Самарской губернской Думе направлен проект создания федерального университета как мощной региональной организации высшего профессионального образования и науки с современной инфраструктурой. В процессе создания федерального университета предусматривается ликвидация дублирования образовательных программ за счет укрупнения направлений подготовки высококвалифицированных кадров и оптимизация существующих структур факультетов и кафедр и создание на их основе институтов. В структуру федерального университета должны войти научно-образовательные подразделения мирового уровня, ориентированные на научные исследования, разработку инновационных технологий и подготовку специалистов для экономики региона. Создание федерального университета предусматривает строительство современного университетского кампуса, в состав которого должны войти лаборатории и институты мирового уровня, общежития для студентов и аспирантов, объекты социально-культурного назначения, жилье для профессорско-преподавательского состава, в том числе приглашенных преподавателей и ученых из других регионов и иностранных государств.- Владимир Александрович, расскажите о международном сотрудничестве самарских вузов.- Международная деятельность вузов направлена на повышение конкурентоспособности самарских вузов в системе высшего образования России и дальнейшую интеграцию в мировое образовательное и научное сообщество. Эта работа осуществляется в рамках программ сотрудничества с зарубежными университетами и компаниями, совместной научно-исследовательской деятельности, привлечения ведущих иностранных ученых для проведения совместных исследований и чтения лекций, организации научно-практических семинаров и конференций, развития академической мобильности студентов и преподавателей, обучения иностранных учащихся как ближнего, так и дальнего зарубежья. В большинстве вузов созданы и успешно работают международные отделы. В настоящее время международное сотрудничество осуществляется по 25 направлениям подготовки. Студенты и аспиранты имеют возможность участвовать в разнообразных программах академической мобильности: обучение в зарубежном вузе с последующим перезачетом изученных дисциплин, участие в международных школах, проводимых вузами-партнерами, участие в международных конференциях, стажировки за рубежом. В вузах Самарской области обучаются более 1500 иностранных граждан, в том числе 131 человек обучается по международным соглашениям.Так, например, Тольяттинский государственный университет имеет договоры об академическом и научном сотрудничестве более чем с 25 зарубежными вузами и организациями из 15 стран ближнего и дальнего зарубежья.Самарский государственный технический университет участвует в программах Немецкой службы академических обменов DAAD, программах Датского центра международного сотрудничества и мобильности в образовании и обучении «Сириус», программах Центрально-Европейского университета, других программах. Университет имеет соглашение с фирмой Delcam (г. Бирмингем, Великобритания) о сотрудничестве в подготовке специалистов для АвтоВАЗа с использованием программных средств этой фирмы; действует долговременное соглашение о сотрудничестве с Абердинским университетом Роберта Гордона, Великобритания, в котором прошли стажировку 17 студентов и аспирантов.Многие вузы Самарской области (Самарский государственный технический университет, Самарский государственный университет, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самарский государственный университет путей сообщения, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева (Национальный исследовательский университет) и многие другие) принимают активное участие в программах Евросоюза ТEMPUS.- Один из вузов Самарской области – Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева – имеет статус национального исследовательского университета. Расскажите о нем подробнее и о том, какие задачи решает и будет решать университет в своем новом качестве.  ФГБОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева (СГАУ)»  – один из ведущих учебно-научных центров страны по подготовке специалистов для аэрокосмической отрасли.В октябре 2009 года по итогам конкурсного отбора программ развития университетов Самарскому государственному аэрокосмическому университету имени академика С.П.Королева установлена категория – Национальный исследовательский университет. СГАУ ведет подготовку специалистов для ракетно-космической, авиационной, радиоэлектронной, металлургической, автомобильной, инфокоммуникационной и других отраслей промышленности по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения. Министерство образования и науки Самарской области ходатайствовало перед Правительством РФ от имени губернатора Самарской области о создании на базе СГАУ Национального исследовательского аэрокосмического университета.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте