search
main
0

Владимир НИКОНОВ: В организации учебного процесса важен фактор интеграции

В Новосибирской области завершилась реорганизация органов исполнительной власти. В результате появилось областное правительство, в рамках которого было создано Министерство образования, науки и инновационной политики. Новая структура объединила существовавшие ранее Департамент образования и Департамент науки, инноваций, информатизации и связи. О целях и задачах этого преобразования наша беседа с заместителем председателя правительства – министром образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимиром Никоновым.

– Владимир Алексеевич, в связи с чем было решено провести реорганизацию органов образования и создать министерство? – Как было подчеркнуто губернатором Новосибирской области, создание правительства и соответствующих органов исполнительной власти является не простым организационным шагом, в его основе лежат требования повышения качества управленческой работы. И в этом смысле создание нашего министерства оправдывается не только масштабом и особенностью задач. Прежде всего его существование должно быть подтверждено эффективностью управления данной сферой. Уже в самом названии новой структуры заложена потребность в обеспечении высокого уровня интеграции всех уровней образования. Невозможно обеспечить качество высшего образования без тесного взаимодействия с научными организациями. В свою очередь модернизация профессионального образования предполагает более высокий уровень интеграции с инновационной экономикой, то есть создание предприятий при университетах, которые могли бы заниматься стартапами, разработкой новых продуктов, новых технологий. Это также создает иную базу для совершенствования образования. В этот процесс должны быть вовлечены и учреждения системы начального и среднего профессионального образования, ориентируясь на технологии будущего, на производство новой продукции и услуг. Для ускорения этих процессов мы должны задействовать все инструменты государственного влияния – за это и ответственно новое министерство. – Каким образом будут сочетаться интересы образования, науки и инновационные программы? – Мы понимаем, что высшее образование не может сделать рывок, опираясь на немодернизированное общее образование. Для нас очень важно, чтобы на этапе общего образования мы активнее формировали интерес у молодежи к научной и инновационной деятельности. Учили решать творческие задачи. Поэтому адекватные изменения должны происходить в сфере общего, то есть школьного, образования. И здесь принципиально важно выделить необходимость усиления работы с одаренными детьми, развивая у них с раннего возраста интерес к естественно-научным знаниям, к физике, химии, математике – тому, что является базой для получения инженерных профессий, подготовки специалистов, занимающихся исследованиями в этой сфере. В нынешнем году мы решили практику работы с одаренными детьми, которую в свое время формировала физматшкола (сейчас это центр при университете), распространить в обычные школы, объявив конкурс на создание специализированных классов. С начала нового учебного года в нашей области открылось 23 таких класса по физике, химии и математике, в которых обучаются 562 школьника. Их работа также строится на интеграции. Полагаю, что успех спецклассов во многом будет зависеть от того, как мы обеспечим вовлеченность в этот процесс преподавателей вузов и ведущих сотрудников научных организаций. Как показал Международный молодежный инновационный форум «Интерра», который второй раз проводился в Новосибирске, знакомство школьников с инновационными компаниями, с деятельностью технопарка помогает повысить интерес к рабочей профессии, который за последние годы в большей степени снизился из-за того, что наши промышленные предприятия опираются на устаревшие технологии, непроизводительную организацию работы, это и отталкивает детей. Кстати, образовательный процесс для этой категории ребят мы планируем организовать круглый год, открыв на базе загородных лагерей отдыха своего рода летние школы, которые также станут площадками для всевозможных творческих фестивалей. – Что даст такая реорганизация структуры? – Я, как министр, ощущаю, что внутри такой объединенной структуры мы фиксируем развитие межведомственного интереса. К примеру, в прошлом году «Интерра» была уделом Департамента науки. В нынешнем году в этот процесс включились все подразделения созданного министерства. В рамках этого форума управление общего образования подготовило интересную программу так называемой школьной «Интерры». В свою очередь управление профессионального образования обеспечило возможность вузам и учреждениям среднего профессионального звена напрямую включиться в эти процессы. Таким образом, организуя школьную «Интерру», мы привлекли специалистов, имеющих контакты с технопарком и Академгородком. Было важно активизировать большое количество людей, показать им новые перспективы. Вместе с тем в рамках самого министерства начинают вызревать своеобразные проекты. Мы рассматриваем возможность использования материальной базы профучилищ для ознакомления школьников с имеющимися технологиями. В конечном итоге, я думаю, реализация такого проекта позволит уроки технологии для учащихся школ проводить на базе профессиональных училищ. Что это даст? Загрузку училищ, активизацию профориентации. Мы будем работать и на обогащение деятельности самих образовательных учреждений, привлекая в них художественные школы и превращая их тем самым не только в центр знаний, но и в центр культуры. Особенно это важно для села. Однако проблему оптимизации образования мы не собираемся решать административно-волевым методом. Задача в том, чтобы средства, отпускаемые на образование, использовались с наибольшим эффектом. И в этой связи мы будем продолжать развивать сетевые общеобразовательные школы, обеспечивая к ним подвоз учащихся из малокомплектных сельских школ. Необходимо поднять качество образования таких школ, активно подключая информационный ресурс, используя методы дистанционного образования. – Что конкретно изменится с созданием министерства? – Мы постараемся в рамках министерства сделать более прицельной и эффективной работу по развитию инновационной деятельности в вузах. В последнее время было много сделано для создания инновационной инфраструктуры на территории Академгородка, предполагающей включенность его научных организаций в процесс создания новых технологий, новых продуктов, новых услуг. Там же создаются объекты технопарка. Что же касается вузов, то в отношении них такой внятной политики администрацией области реализовано не было. У нас не было четкого представления о современном уровне инновационной инфраструктуры вузов, на что она должна опираться. В моем понимании вузовская инфраструктура должна включать в себя бизнес-инкубатор, центры новых компетенций, конструкторские бюро и т. д. В конечном итоге это должно способствовать созданию вокруг вуза предприятий, реализующих стартапы, где бизнес усиливает действующее производство или строит новое, опираясь на те разработки, которые есть у вуза. На эти цели мы готовы направить реальные ресурсы, потому что развитие такой структуры требует как собственных вузовских вложений, так и поддержки бизнеса и государства. В качестве ближайших ориентиров можно также назвать выстраивание системы контрактной подготовки. Думаю, что средства, которые нам выделяются на целевую кадровую подготовку, мы больше будем ориентировать на формирование специальных компетенций у выпускников вузов, у аспирантов, молодых ученых, готовых к развитию инновационного бизнеса. Мы планируем перестроить нашу систему на целевую подготовку. Постараемся переосмыслить инфраструктуру начального профессионального образования. В ближайшее время проведем некую инвентаризацию качества работы профессиональных училищ. У нас уже есть понимание, что в ряде случаев требуется интеграция начального и среднего профессионального образовательного звена, и такие решения уже принимаются. Речь идет о создании образовательных центров, где смогут предложить услуги по переподготовке, освоению новой профессии – современной, востребованной. Чтобы наши училища помогали не только молодежи, но и вполне взрослым людям, повышая их конкурентоспособность. Изменится и система финансирования таких центров, они должны действовать как автономные учреждения. Перед нами также стоит задача переосмыслить роль и характер вечерних школ, они должны теснее взаимодействовать с системой начального и среднего профессионального образования, чтобы параллельно с общим образованием человек мог получить профессию. Но пока это замысел. – Какую самую острую проблему в образовании начнет решать министерская команда? – За три года в рамках реализации нацпроекта мы повысили фонд оплаты труда учителей в 2,2 раза, а их заработная плата в среднем выросла в 2,5 раза. Нельзя говорить, что проблема снята, однако чрезмерную остроту она утратила. Тем не менее мы будем стараться и дальше опережающими темпами повышать зарплату педагогам, но для этого нужно время и немалые средства. Есть острая проблема, характерная в целом для страны, и новая команда ее решает, – ветхость многих школьных зданий. Существенно ужесточились санитарные требования и нормы. Проблему сразу не решишь, потому что она требует миллиардов рублей. В числе первоочередных задач – повышение энергоэффективности образовательных учреждений. В Новосибирской области действует программа «Школьное окно», на которую выделены средства для замены старых окон на пластиковые. Этот проект мы будем реализовывать в течение трех лет, наращивая объем вложений. Сейчас готовим подобную программу по реконструкции и замене школьных кровель, особенно на тех зданиях, где были применены не оправдавшие себя конструкции плоских кровель. Еще одна острая проблема связана с неудовлетворенным спросом на места в детских садах. В настоящее время муниципальные образования, создающие у себя учреждения для дошкольников, получают субсидии. В ноябре мы представим программу, которая бы позволила года за четыре если не полностью решить проблему, то снять ее остроту. При этом ищем способы не только увеличения бюджетных вложений, но и привлечения средств частного бизнеса. В общем, во всех сферах жизнедеятельности сегодня требуются по-новому подготовленные кадры. Эта задача может быть реализована только в рамках единого министерства, потому что в его основу заложен фактор интеграции. ​Светлана АНТОНОВА, Наталья ЯКОВЛЕВА, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте