О слабой заинтересованности учащихся в чтении постоянно говорят исследователи, учителя и родители. Причин этому немало: нет массового примера взрослых, включается механизм самосохранения из-за учебных перегрузок и отсутствия навыков эффективного чтения. На свете кроме книг появились и другие, более живые источники информации – телевидение, кино, компьютер, путешествия, общение в чате… Книги стали занимать менее заметное место в жизни. Однако если присмотреться внимательно, то можно увидеть, что дети читают, но только не так, как взрослые.
Очень часто в Интернете они ищут ответы на учебные вопросы, смотрят материалы сетевых дневников и форумов, обсуждают их, становятся посетителями электронных библиотек, где собраны лучшие произведения и легко найти то, что нравится, читают с карманных компьютеров и в наушниках нередко слушают аудиокниги.
Как отмечают исследователи, изменились и вкусы. Молодое поколение сначала интересуется современными книгами, «книгами-ровесниками», а не «книгами-стариками». Историями Гарри Поттера зачитываются миллионы детей. Серьезная классическая литература входит в жизнь позднее. До нее надо еще дорасти. Тем более что в ней описывается жизнь, которая была два-три столетия назад.
Известно, что дети очень любят слушать, когда кто-то читает. Во многих семьях это сказочное действо происходит ежедневно. Оно бывает похоже на вечернюю молитву. Малыши часто заставляют близких людей перечитывать одно и то же десятки раз. Потом привычка слушать никуда не исчезает, в старшем возрасте подростки тоже готовы слушать с удовольствием интересные рассказы, которые читаются вслух. Но почему вечернее чтение с началом школьного периода прерывается? То же самое происходит и на уроках в школе. Считается, что детям-школьникам надо самим учиться читать. Вместо совместного чтения в классе и дома им дают учебные задания, а дома помогают их выполнять. На близкое общение, источником которого была книга, у взрослых времени не остается.
Как убить интерес к чтению? Это сделать очень легко. Достаточно приказывать ежедневно: «Читай! Читай! Читай!» И ребенку уже не захочется читать. «Заставить читать нельзя, – пишет французский учитель Даниэль Пеннак, – так же как нельзя заставить любить и мечтать». Вернуть радость чтения тоже легко. Надо только снова учителям на уроках и родителям перед сном начать читать увлекательные истории для себя и детей любого возраста. Не говоря о важности чтения, не спрашивая о том, понятно или нет. Просто так. Без претензий. Даром. И это, наверное, и есть тот самый ключ от интереса к чтению, которым могут воспользоваться родители дома и учителя в классе. Стремление к чтению возникает, если есть понимание жизненного смысла чтения и определенные читательские умения. Чтобы лучше читать, понимать и усваивать большие объемы учебной, научной, специальной и новостной информации, а также знать художественную литературу, надо владеть многими методами и приемами эффективного чтения. Обычными способами справиться с таким количеством знаний уже невозможно. На зубрежке и перегрузке организма далеко не уедешь. Требуется обладать библиотечной грамотностью, навыками обзорного, просмотрового, изучающего и исследовательского чтения. Одним учителям тут тоже не справиться. Нужен тройственный союз – учащихся, учителей и родителей.
Комментарии