О Международной ярмарке социально-педагогических инновацийЯ сорок лет работаю в образовании на разных постах и в разных званиях. И могу уверенно сказать – ни разу еще система образования не была столь самодостаточной, как сейчас. Мы обеспечены материальными ресурсами, значительно выросла зарплата педагогов. Но должна быть и реальная отдача от этой системы образования. Прежде всего необходимо повышение качества образования.
Кроме того, нужен взлом неких корпоративных сил в образовательных учреждениях, которые пытаются сохранить замкнутость системы. Иными словами, нужно пустить жизнь в школы, чтобы они не работали сами для себя. Свой положительный имидж образовательное учреждение может сформировать только через общение с людьми – родителями, бизнес-сообществом, властью. Убежден, что сейчас самое важное – открыть школы для реальной жизни. В нашем округе для этого используются различные технологии. Так, очень хорошо себя зарекомендовала уже известная по всей стране Международная ярмарка социально-педагогических инноваций. Ярмарка проходит ежегодно с 2003 года в городе Отрадном. Она задумывалась не как конкурс профессионального мастерства или проектов, а как действие, способствующее представлению новых методик и технологий, авторских проектов в образовании для продвижения передовых идей, дающих качественные результаты в обучении и воспитании, а также проектов социальной сферы деятельности.На мой взгляд, это хорошая возможность улучшить качество образования, это поиск творческих детей и педагогов, это построение индивидуальной образовательной траектории, реализация комплексных программ информатизации, создание и работа сайтов. Об общественном управленииОдной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса. У современной школы, как и у той, которую окончило старшее поколение, есть и свои сложности, и свои проблемы. Школа нового поколения становится открытой и предоставляет возможность родителям, работодателям, общественности законно участвовать в управлении учебно-воспитательным процессом («Закон об образовании в РФ»), влиять на развитие того или иного образовательного учреждения и даже на оценку их деятельности. Формы участия достаточно разные и многим известные – это, как и раньше, родительские комитеты на уровне классов, управляющие и попечительские советы, созданные в образовательных учреждениях и функционирующие с 2003 года, общественные советы на уровне муниципалитетов и округа, наблюдатели при проведении единого государственного итогового экзамена по окончании школы и итогового государственного экзамена для девятиклассников. Очень важно развитие демократических институтов в школе начиная от ученического самоуправления, важно, что появилось больше возможностей, закрепленных нормативными актами, у управляющих и попечительских советов школ влиять на ситуацию в образовательном учреждении. Я думаю, что сегодня обеспеченные родители и выпускники школ, желая помочь своему образовательному учреждению, должны вкладывать деньги в конкретные программы, а не просто отдавать их на укрепление материально-технической базы школы, она и так сейчас на хорошем уровне повсеместно. Управляющий совет школы должен по конкретным результатам реализации проектов контролировать прохождение и использование средств. Подчеркну, я не хотел бы, чтобы в управляющем совете имели голос только обеспеченные люди, которые могут вложить деньги в развитие школы. Необходимо, чтобы возможность управлять образовательным учреждением имели разные социальные слои. А вкладывать деньги должны попечители, задача членов управляющего совета – думать, как развивать школу, улучшать качество образования в ней.Помимо непосредственной работы в данных органах соуправления общественность и прежде всего родители, работодатели, муниципалитеты становятся активными участниками в формулировании заказа образовательных компетенций будущих выпускников школ, техникумов через разрабатываемый Отрадненским управлением образования проект «Общественный мониторинг соответствия результатов образовательной деятельности учреждений округа запросам социума». О едином образовательном пространствеХотелось бы также сказать, чего мы достигли, объединив наши образовательные учреждения в образовательные центры. Главная наша идея была высказана еще в 2000 году – равный доступ всего населения России к качественному образованию. Равенства же априори быть не может, потому что финансовые возможности у регионов, а тем более у муниципалитетов, разные. У нас в Самарской области по решению губернатора и Министерства образования и науки все образовательные учреждения являются государственными бюджетными учреждениями. Раньше детские сады и дополнительное образование находились в ведении муниципалитетов. Сегодня же, собрав под одной крышей школы дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования, мы создали качественно новую систему, в которой идет выравнивание зарплат педагогов, а самое главное – мы выстраиваем единое образовательное пространство, в котором сохраняется преемственность разных ступеней образования. Теперь есть возможность влиять на качество образовательных программ дошкольного и дополнительного образования, создан единый комплекс, не разорванный по ведомствам.
Комментарии