…процесс закрытия сельских школ стал более интенсивным…
– То, что многие сельские школы перестали существовать, – ни для кого не секрет. И произошло это без всяких программ оптимизации или реструктуризации, к тому же не по чьей-то недоброй воле или злому умыслу, а по причине демографического характера. За три последних года закрылось две тысячи пятьсот школ, а в течение четырех лет число детей в российских школах уменьшилось с 21 до 17 миллионов. Особенно в сельской местности, где эти процессы наиболее заметны: резко стареет население, молодые люди переселяются в города, рождаемость падает. Таким образом, за 4 года детей в России стало меньше на 4 млн., соответственно и во многих школах учить стало просто некого. Все это стало основанием для серьезной программы по сельской школе, которую инициировал Президент России. Компьютеризацию начали с сельских школ, объявили о реструктуризации сети общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности (постановление Правительства Российской Федерации в 2001 году), начали эксперимент, целью которого стало повышение доступности, качества и эффективности образования сельских школьников. Сейчас, когда мы начали программу интернетизации образования, снова пальма первенства отдана селу.
Вопрос о сельских школах с самого начала был поставлен совсем в другом звучании: что нужно сделать для того, чтобы сельские дети не были ущемлены в их конституционном праве на получение качественного образования, чтобы они имели доступ к современному, цивилизованному миру, чтобы они могли сами выбирать для себя свой путь: где дальше учиться, работать, как жить.
Речь ведь идет о том, чтобы обеспечить сельских школьников равными возможностями в получении общего образования. Предприняты специальные меры за последние годы: создается телекоммуникационная система удаленного доступа школ к информационным образовательным ресурсам, закуплены аппаратно-программные средства на центр спутникового доступа и абонентские терминалы. Библиотеки сельских школ получили комплекты учебно-методической литературы, учебного оборудования. В суждениях о якобы преднамеренном закрытии школ много демагогии и неточностей. Напротив, делается все необходимое для сохранения начальных школ, идет разработка моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в сельской местности. Работает программа «Школьный автобус», причем там, где это возможно по географическим и климатическим условиям. В иных ситуациях действует другая модель – «передвижная лаборатория», которая, например, реализуется в Краснодарском крае. Автобус, оборудованный химическими, физическими и биологическими лабораториями, посещает дальние поселки, и там проводятся занятия по этим предметам.
Недавно вместе с губернатором Самарской области посетил одну из крупных сельских школ. Старшие школьники обучаются в ней только на профильном уровне. Там 10 одиннадцатых классов. По программе «Школьный автобус» дети из 14 поселков приезжают в хорошо оборудованную и полностью оснащенную необходимым для нормального учебного процесса школу, где их учат высококвалифицированные учителя. Вот вам и дилемма, в том числе и перед родителями: учиться в слабенькой, «умирающей» школе, но рядом или выезжать в другую, пусть подальше, но с перспективой на будущее. Родители и ученики, в абсолютном большинстве , выбирают второй путь.
Комментарии