…для системы дополнительного образования детей наступили сегодня не самые лучшие времена…
– Я бы не стал так пессимистично оценивать ситуацию в этой сфере. Проблемы действительно есть и связаны они с некоторым сокращением бюджета, точнее отсутствием гарантированного финансирования на региональном и федеральном уровне прежде всего материально-технической базы учреждений дополнительного образования. В последние годы они получали на свою деятельность в зависимости от регионов от 40 до 86 процентов от минимально необходимого. Кроме того, требуют ремонта многие здания, нужны средства для сопутствующих художественное, техническое и другое творчество материалов. Сегодня покупка костюмов, красок, кистей легла в основном на плечи родителей, попечительских советов.
Но вместе с тем слухи о разрушении системы дополнительного образования явно несправедливы. Несмотря на все трудности она развивается, число детей, обучающихся в этих учреждениях, ежегодно увеличивается.
Если 10 лет назад в системе образования было 5400 учреждений дополнительного образования детей с контингентом обучающихся 3 млн. 200 тыс. человек, то сегодня количество учреждений возросло до 8600. Теперь около 10 млн. детей посещают внешкольные учреждения. А это примерно 38,7% от числа обучающихся в общеобразовательных школах. В течение ряда лет они наряду с основными осваивают дополнительные образовательные программы в различных областях знаний и творческой деятельности. В этих учреждениях также более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни, поскольку традиции, стиль и методы их работы максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи в различных аспектах творческой, социальной жизни.
Мы по-прежнему рассматриваем дополнительное образование детей как составляющую единого образовательного процесса и отводим ему особую роль в воспитании, в творческом развитии личности. В целом оно остается практически бесплатным. Хотя 5% детских объединений, кружков, секций перешли на платную основу. Положительные результаты многолетней работы российской системы дополнительного образования детей находят свое подтверждение в итогах всероссийских и международных конкурсов, научных олимпиад, фестивалей, спортивных состязаний, где воспитанники наших учреждений демонстрируют высокий уровень достижений, защищают честь страны на международном уровне, способствуют укреплению дружбы между народами Российской Федерации и зарубежных стран. Кстати, в этом году мы будем праздновать 85-летие системы дополнительного образования.
В октябре в Санкт-Петербурге состоятся три важные акции: финал V конкурса «Сердце отдаю детям», награждение участников Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования, 40 победителей которого уже в качестве приза получили автотранспорт, и наконец, пройдет форум, посвященный этой дате.
И еще. Мы разработали предложения по поддержке детского технического творчества. Проект постановления по этому вопросу готов к его рассмотрению Правительством РФ.
Комментарии