search
main
0

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования. Говорят, что..

…МО будет пересматривать все учебники по истории…

– Не только по истории, но и по другим школьным предметам предстоит сделать серьезный, обстоятельный анализ и отбор существующих учебников и, конечно же, разработать новые. Государственные образовательные стандарты наконец-то увидели свет, хотя и потребовалось для этого немало времени и усилий. Стандарты утверждены в конце 2003 года коллегией Минобразования и Президиумом РАО. Пройдя соответствующие процедуры через законодательные органы власти, они вступят в силу в 2006 году. К этому времени необходимо соотнести учебную литературу с новыми стандартами, адекватно отразить в ней те изменения и новшества, к которым после весьма острых споров все-таки пришли его разработчики. Нужно учесть, что в новых стандартах серьезно обновлен учебный материал. В старшей школе, например, более чем на 35%. Произошла его разгрузка, о необходимости которой так долго говорили и продолжают говорить родители, школьники, учителя. В начальной школе она уменьшилась более чем на 20%, в основной – на 18,2%.

Существенно и то, что новые стандарты в значительно большей мере отражают педагогику развития, личностно-ориентированное образование. Таковыми и должны стать учебники, поскольку именно в них отчасти и реализуются сами стандарты. На днях мы объявили о проведении конкурсов на разработку учебников по тем предметам, которые реализуют федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Сроки – I квартал 2005 года.

Обостренный в последнее время интерес общества, СМИ к этой теме понятен и закономерен. Он не возник на пустом месте и вызван не только конкретным учебником по истории. Пожалуй, этот пример лишь подтвердил очевидную вещь – учебники нуждаются в переосмыслении, в новых подходах. Необходимо улучшить экспертизу, процедуру утверждения учебной литературы, несмотря на то что определенные позитивные шаги в этом направлении мы сделали в рамках ФЭСа по учебникам.

Что касается учебников по истории, особенно новейшей, то здесь следует избавляться, на мой взгляд, от тенденциозных, субъективных оценок. Факты, документы, ключевые исторические события, важнейшие даты – все это должно стать для школьников основой для собственных выводов, умозаключений, для самостоятельного критического анализа явлений современной и прошлой жизни. Да, порой весьма сложных и драматических. Именно к таким событиям в истории своей страны нужно подходить особенно аккуратно, непредвзято, учитывая их противоречивость, неповерхностно подходить к ним с разных сторон и точек зрения.

Конечно же, учебники являются важным источником информации, но и не единственным. Особенно сегодня, когда есть интернет, множество разнообразной литературы, СМИ и т.д. Современный учебник не может не меняться, не реагировать на время, перемены в науке, жизни, в обществе. Но вместе с тем существуют «вечные», непреходящие требования – дидактические, эстетические, психофизические, полиграфические и другие, которые нужно предъявлять к учебнику. Он трансформирует научное знание в учебное, отбирает самую суть изучаемой дисциплины и при этом обязан реализовать важнейшие педагогические принципы. И самое важное – учебник должен побуждать учеников к познанию, мотивировать интерес к обучению, прививать определенные ценности, воспитывать лучшие качества личности школьника. Особенно это относится к учебникам гуманитарного цикла, истории в частности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте