search
main
0

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования. Говорят, что..

…в профильных классах смогут работать только вузовские преподаватели…

– Абсолютно неверно! И вот почему. Безусловно, новые задачи, которые стоят в сфере профильного обучения, требуют новых, более качественных решений в подготовке и переподготовке учительских кадров. К 2006 году, когда планируется повсеместный переход на профильное обучение в 10-11-х классах, мы должны провести масштабную работу по переквалификации учителей. Вместе с тем не могу согласиться с категорическими утверждениями о том, что наши школьные учителя не способны обучать старшеклассников на повышенном, профильном уровне и только вузовским преподавателям данная задача по плечу. Уверен, что именно учителя при соответствующей переподготовке справятся с этим, поскольку уровень, профессионализм подавляющего числа школьных педагогов достаточно высок. Не случайно зарубежные коллеги довольно часто отмечают особые способности, глубину знаний, креативность российских педагогов. Да и сама идея «профильности» продолжает и развивает опыт углубленного изучения отдельных предметов, который широко известен и распространен в нашей стране. Кстати, в России уже не раз вводили профильное обучение: 1934 год – профильное обучение в старших классах, 1957 год – эксперимент по дифференциации по трем направлениям: физико-математическому, социально-экономическому и гуманитарному, 1966 год – две формы образования по интересам: факультативные занятия в 8-10-х классах и школы (классы) с углубленным изучением отдельных предметов.

Таким образом, наши учителя потенциально готовы к переменам. В какой-то мере ЕГЭ позволит им более четко выстроить свою педагогическую парадигму. Другое дело, предстоит выработать механизмы оплаты труда учителя в новых условиях, создать для них прочную учебно-методическую и современную материально-техническую базу. Не исключаю, что проблема нехватки кадров для профильных классов может сказаться на темпах реализации данной программы. А если в этой ситуации вузовские преподаватели захотят прийти в школу – это частично решит проблему. Хотя им придется погрузиться в атмосферу школьной жизни (которая существенно отличается от вузовской), освоить иные методические подходы. В этом случае преподаватель из высшего учебного заведения не будет выполнять роль репетитора, работающего только на свой вуз.

Хочу заметить, не все сегодня единодушно принимают идею профильного обучения. Кроме опасения, прозвучавшего в вопросе, есть и такие: ученики в этом возрасте не готовы осознанно выбрать профиль, их интересы неустойчивы, возможны ошибки, последствия… Нельзя не считаться с подобными аргументами. Вероятно, следует искать (и Министерство образования активно этим занимается) оптимальные содержание, формы и методы предпрофильного обучения, которые уменьшат риск ошибок и сделают выбор старшеклассников более осознанным и обоснованным. А роль учителя и в этом процессе весьма значима и существенна.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте