…доступ сельских школьников к глобальной информационной Сети в обозримом будущем маловероятен…
– Задача эта в самом деле непростая. Она не может быть решена в одночасье, но и пессимистического настроя здесь не должно быть. Программа по компьютеризации сельских школ, начатая три года назад по инициативе Президента России, набирает силу. За это время поставлено по несколько компьютеров в сельские и поселковые школы. Пополнение ими идет и будет продолжаться. Все школы-интернаты для детей-сирот имеют теперь компьютерные классы, развивается программа оснащения компьютерами школьных библиотек – сельских, городских. Из федерального бюджета выделен 1 млрд. 200 млн. рублей, в 2004 году мы будем доукомплектовывать сельские школы до компьютерных классов. Значительно больше средств на информатизацию стали вносить регионы. Кроме того, большие надежды мы связываем с тем, что правительство приняло решение о необходимости привлечения займа Мирового банка на дальнейшую информатизацию образования. И что особенно радует, частный бизнес начинает активно участвовать в этих процессах. Недавний пример – инициатива компании «Би лайн GSM», которая в семи школах Московской, Ленинградской, Калужской, Томской, Нижегородской, Астраханской областей и в Республике Дагестан не только поставила компьютерные классы, но и организовала подключение их к интернету. Надеемся, что и другие серьезные организации примут участие в так называемом проекте «Новые технологии – детям».
Действительно, доступ к интернету у российских школ пока еще ограничен и составляет примерно 13%, в то время как в средних учебных заведениях Европейского сообщества данная проблема уже давно решена. Чуть лучше ситуация с наличием внутренней компьютерной сети: в школах России она составляет около 20%. Что касается электронной почты, WEB-сайтов, то здесь пока еще цифры крайне невысокие.
Более благоприятная ситуация в российских вузах, большая часть которых к интернету подключена (81%). И по этим параметрам вузы России практически не отстают от вузов стран ЕС, по WEB-сайтам даже опережают зарубежных партнеров. Кстати, об этом и многом другом читатели «УГ» теперь узнают в вашем специальном выпуске для тех, кто использует информационно-коммуникативные технологии в обучении, воспитании и управлении образованием. Уверен, вкладка «ИКТ в образовании», которая появилась в этом году и выходит три раза в месяц внутри вашей газеты, – дело важное и очень полезное.
Надо понимать, что более широкий доступ российских школ в глобальную информационную Сеть зависит от многих причин, в том числе и в большей мере технического характера. Сейчас, на третьем этапе программы РЕИС, должна завершиться поставка средств информатизации в учебные заведения, организована система технического обслуживания. Существуют, например, проблемы с отдаленными школами, где отсутствие устойчивой телефонной связи, плохие дороги, сбои с электричеством являются серьезным тормозом для подключения школ к интернету. Определенный выход – четыре спутника, которые обеспечат доступ к информации, к образовательным ресурсам. Установленные в школах антенны (8 тыс. установили уже в 2003 г., в 2004 г. доведем до 15 тысяч) будут передавать ученикам видеоматериалы, тесты, методические разработки по учебным предметам. Первые сеансы, которые мы провели осенью прошлого года, не оказались провальными. Напротив, есть перспективы улучшения адресной поставки важной для школы информации, возможность организовать заказы от регионов для дополнительной электронной связи.
14 февраля я был в двух сельских школах Владимирской области, где апробировали такую систему асимметричного спутникового доступа. В ближайшие месяцы начнется еженедельная трансляция электронных материалов со спутника в эти тысячи школ.
Комментарии