…МО выступает с новыми инициативами в сфере международного сотрудничества…
В последнее время международное сотрудничество в науке, в образовании развивается более активно, и в содержании этой деятельности в самом деле есть новые подходы, новые идеи. Во многом международная политика Президента России, и в частности по поддержке изучения и распространения русского языка, российской культуры за пределами нашей страны, усиливает динамику данного процесса. Яркий пример тому – Всемирный форум иностранных выпускников российских вузов, прошедший в мае 2003 года. Поистине грандиозное событие, участниками которого стали 800 представителей из 132 стран мира. Форум показал, каким огромным геополитическим капиталом в виде наших выпускников мы обладаем. Известно, какой положительный отклик получила его инициатива расширить прием граждан СНГ на обучение и повышение квалификации в высших учебных заведениях РФ. На днях вышло постановление Правительства РФ, в котором почти почти в два раза увеличено число бесплатных, бюджетных стипендий для студентов из зарубежья. Приоритет здесь, конечно же, будет отдан государствам – участникам СНГ.
Добавлю, что в рамках Межгосударственной программы реализации Концепции единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств успешно функционируют совместные славянские университеты в Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане. Здесь важную роль играет программа «Русский язык», которая охватывает страны ближнего и дальнего зарубежья и также находится под пристальным вниманием Президента РФ и Центра развития русского языка, возглавляемого Людмилой Александровной Путиной.
В российских вузах сегодня обучается более 80 тысяч иностранных граждан, из них 25 тысяч – за счет федерального бюджета. С другой стороны, российские студенты и преподаватели (свыше двух тысяч) учатся, стажируются в 30 странах мира. Наши педагоги преподают русский язык в Австрии, Венгрии, Китае, Италии, Франции, Словакии. И это понятно. Любое крупное, уважающее себя государство заинтересовано в распространении родного языка и культуры в мировом сообществе. Такую политику проводили Англия, Франция. В свое время Германия, став на ноги и обретя экономическую мощь, озаботилась тем, чтобы поднять среди других языков престиж немецкого. Практически во всех посольствах они начали создавать структуру – в виде института Гете для оживления интереса и внимания к немецкому языку, для привлечения студентов в немецкие вузы. И во многом им удалось выполнить данную задачу. Сегодня и мы работаем в этом направлении более активно и целеустремленно. В частности, с Францией, Германией, Италией. С этими государствами подписаны соглашения, с одной стороны, о поддержке и распространении в них русского языка, с другой – по расширению изучения соответственно французского, немецкого, итальянского в Российской Федерации. Мы планируем прийти к тому, что есть сегодня во всех развитых странах мира, когда помимо одного обязательного иностранного языка – английского вводится в том числе обязательное изучение второго иностранного языка. В рамках профильного обучения мы неизбежно придем к тому, что знание второго иностранного языка станет обязательным. Какой это будет язык? Немецкий, испанский, итальянский и т.д. Во многом это будет зависеть от степени активности самих стран, от того, как они будут выстраивать свою работу по повышению квалификации педагогов – внутри нашей страны и в стране – носителе этого языка: обмены, стажировки и т.д.
Одним словом, партнерское, взаимовыгодное сотрудничество России с другими странами набирает силу и должно принести ощутимые результаты. Надеюсь, уже в ближайшие годы.
Комментарии