27 декабря 2000 года состоялась “горячая линия” министра образования РФ с читателями “УГ”. Два часа – с 8 до 10 утра по московскому времени – в редакции не умолкали три телефона. В перерывах между звонками Владимир Филиппов отвечал на вопросы, присланные по Интернету. К министру обращались учителя и директора школ, родители и дети, мэры городов и начальники управлений образования. Порой не только с вопросом, но и с просьбой разобраться в конкретной ситуации, уладить конфликт. Владимир Михайлович в каждом случае обещал держать вопрос на контроле.
– Есть ли планы компьютеризации учреждений дополнительного образования?
Василий ГОРОДНИЧЕВ
Нижний Новгород
– Компьютеризация будет проходить поэтапно. В 2001 году – компьютеризация сельских школ, в 2002-м – городских, в 2003-м – ПТУ. Вся работа будет идти на условиях софинансирования с субъектами Федерации. Когда дойдет очередь, будем заниматься учреждениями дополнительного образования. В этом году из федерального бюджета выделяется миллиард рублей. И надо найти миллиард субъектам Федерации. На следующий год будет больше денег из федерального бюджета, значит, больше средств должны выделить и регионы. Как правило, субъекты Федерации на это идут.
– Будет ли ставка учителей начальной школы доведена до 18 часов?
Любовь КОСЯКОВА,
учитель Тбилисской школы
Краснодарский край
– Мы подписали соглашение с отраслевым профсоюзом на ближайшие три года. Договорились о том, что Министерство образования и ЦК профсоюза будут совместно работать над тем, чтобы ставка учителя начальной школы была 18 часов. Я думаю, что в ближайшие год-два мы эту проблему решим. Хочу подчеркнуть, что практически все субъекты Федерации находят возможности доплаты до полной нагрузки 22-24 часа учителям начальных классов за счет дополнительных занятий с детьми, консультаций и так далее. И муниципалитеты должны находить такие возможности, не дожидаясь указаний “сверху”.
– Самый болезненный вопрос для нас – будет ли разрешена в лицеях подготовка специалистов со средним профобразованием?
Александр ПЕТРЕНКО,
директор 51-го Ахтырского агролицея
Краснодарский край
– Я знаю, что жизнь заставляет лицеи во многих небольших районных центрах нарушать закон и готовить специалистов со средним профобразованием. Мы не всегда возражаем, потому что понимаем: во-первых, дети просто не имеют возможности никуда поехать учиться, во-вторых, есть действительно хорошие лицеи. По пути формального запрета мы не пойдем, но какие-то меры, чтобы узаконить эту процедуру, мы обязаны принять. Разработаем, видимо, положение о том, когда и как, в каких случаях можно разрешать ведение такой образовательной деятельности.
– Будет ли Министерство образования оказывать централизованную организационно-финансовую поддержку бывшим фильмотекам, ныне информационно-прокатным центрам?
Краевой информационно-прокатный центр
Краснодар
– Централизованной помощи, к сожалению, не будет. Потому что финансирование школы – и учебников, и фильмов, и всего остального – лежит на местных муниципальных бюджетах. Надо на этом уровне решать вопрос. Мы сейчас хотим направить компьютеры в школы, и то пока не решены все вопросы межбюджетных отношений.
– Имеет ли право городское управление образования отказать в финансировании школе, если она имеет статус федеральной экспериментальной площадки?
Наталья Ивановна КУЛАКОВА,
автор федеральной площадки
Рязань
– На первом этапе сеть ФЭПов была фактически только общественной. Это наша ошибка. В первом квартале 2001 года нам нужно разработать механизм тесного взаимодействия экспериментальной площадки с органами управления образованием.
Кроме того, в ближайшее время мы пересмотрим сеть федеральных площадок и определимся с финансированием из федерального бюджета, потому что сейчас никаких существенных средств ФЭПы не получают. Но когда мы сделаем эти два важных шага, школе потребуется представить “техническое задание”. Ответить на вопросы: На какой эксперимент она идет? Этот эксперимент действительно интересен и нужен в масштабах Федерации? Что должно получиться в итоге через 2-3 года? Выбранная тематика должна быть обязательно подтверждена органами управления образованием, например местным министерством или каким-то нашим советом в Министерстве образования РФ. С другой стороны, должны быть и инициативные авторские проекты, которые мы тоже будем поддерживать. В этом заключается реформа сети ФЭПов, которую мы проведем в ближайшее время.
– Вызывает недоумение несогласованность действий различных структурных подразделений Минобразования в отношении определения порядка предоставления заявок на оснащение сельских школ компьютерами. Как ведомство собирается решать эту проблему?
Александр КОРОЛЬ
Хабаровск
– В ноябре 2000 года в Подмосковье прошла встреча с руководителями органов управления образованием всех субъектов Федерации, на которой выступали руководители различных управлений Минобразования и начальник управления информатизации в том числе. Он очень подробно рассказал о том, как будет происходить процесс поставки компьютерной техники в сельские школы. Мы рассчитываем, что для разного количества учеников будет и разное количество компьютеров. Конкурсные закупки техники будут организовываться в централизованном порядке Правительством РФ, так как персональные могут привести к резкому скачку цен на компьютеры. Тогда в выигрыше останутся только единичные фирмы, а не сельские школы. А в январе 2001 года Минобразование планирует провести еще одну встречу с руководителями органов управления образованием всех субъектов РФ, чтобы уже конкретно разобрать схемы поставок техники в сельские школы.
– Мне не нравится предполагаемое введение единого экзамена по окончании школы и при поступлении в институт. Этим будет положен конец бесплатному высшему образованию, которое станет доступно только детям богатых родителей.
Мария ГОЛОВАНОВА,
домохозяйка
Санкт-Петербург
– Все как раз наоборот. Введение единого национального экзамена нацелено на расширение доступности высшего бесплатного образования, и в первую очередь для детей из малообеспеченных слоев населения. Приведу простой пример. Абсолютное большинство детей из Сибири и с Дальнего Востока не едут сдавать вступительные экзамены в вузы европейской части России, потому что у них нет 10-12 тысяч рублей на дорогу. Результаты национального единого экзамена выпускники из глубинок смогут посылать в пять-десять университетов одновременно. Шанс поступить у них значительно увеличивается, при этом абитуриенту не понадобится ехать в каждый вуз. Институты и университеты отберут тех, кто им больше подходит.
– Будет ли этим летом проводиться единый экзамен и участвует ли Нижний Новгород в эксперименте по ЕГЭ?
Учитель 6-й школы
Нижний Новгород
– Единый национальный экзамен введен в 90% стран мира. Россия осталась в числе 10% стран, которые пока его не ввели. Но поскольку это очень ответственное дело, то в ближайшие два лета в 10-15 субъектах Российской Федерации мы проведем эксперимент для поступающих в вузы. Нижний Новгород в эксперимент не попадает. Мы выбрали те регионы, которые достаточно изолированны. Необходимо, чтобы среди поступающих в вузы данного региона было примерно 95% местных жителей. Естественно, ни Москва, ни Нижний Новгород для этого не годятся. У вас, как и в столице, хорошие вузы, и в них поступают из целого ряда близлежащих регионов. А разрешить поступать в московские и нижегородские вузы только местным жителям мы не можем.
– По одному и тому же школьному предмету существует большое количество учебников – хороших и не очень. Но почему-то учителя часто навязывают ученикам самый дорогой из них. Господин министр должен знать, что тем самым нарушается Конституция, где сказано, что школьная литература должна быть общедоступной.
И.МАЛЬСКИЙ,
пенсионер
Санкт-Петербург
– К сожалению, у нас ни в законах, ни в Конституции не сказано, что учебники должны быть бесплатными. Сейчас содержание школы, включая приобретение учебников, полностью отнесено к ведению муниципального уровня. Если в муниципалитете есть деньги, то учебники в школах бесплатные. Но чаще всего у местных властей денег нет, поэтому школы обеспечивают себя литературой лишь на 50%. Остальное приходится покупать родителям. Сейчас министерство предпринимает целый ряд мер, чтобы навести порядок. Мы должны с помощью опроса школ страны из существующих на данный момент учебников оставить по каждому предмету два-три наиболее используемых и дать им гриф “Рекомендовано”. Для остальных – гриф “Допущено”. Эта мера позволит упорядочить вопросы заказа, издания учебной литературы, и в том числе снизить стоимость учебников.
– Существует ли федеральная программа поддержки Интернета в школе?
Т.П.Соловьева,
директор 59-й школы
Магнитогорск
– Федеральной программы поддержки Интернета в школе пока нет, но уже в ближайшее время будет разработана федеральная программа информатизации всей системы образования. Ее задача в 2001 году – за счет федерального бюджета оказывать помощь в оснащении школ компьютерной техникой на условиях софинансирования. Министерство также разработает программный продукт для преподавателей, школьников и других пользователей, который школа сможет приобрести как обычный учебник. Что же касается поддержки школьного Интернета и оплаты трафика, то это в ведении муниципальных, а не федеральных властей. Думаю, что в ближайшие пять лет у всех российских школ будут компьютеры и сайт в Интернете.
– Правомерно ли заявление представителей муниципальных органов “о нецелесообразности существования классов компенсирующего обучения”? Предполагается ли изменение штатного расписания школ: на сегодняшний день мы исходим из штатного расписания 1986 года?
Ирина ВАСИЛЬЕВА,
средняя школа N 13
Псков
– Я считаю, что классы компенсирующего обучения необходимы. В каждой школе свой контингент детей, однако задача у таких классов одна: по успеваемости они должны сближаться с обычными.
В 2001 году мы постараемся предложить вариант нового штатного расписания. Скорее всего он будет не типовым, а примерным. Иначе сами знаете: шаг влево, шаг вправо – и тут же наказание со стороны финансовых органов.
– Почему руководители ДОУ не включены в перечень работников, имеющих право на пенсию за выслугу лет?
Ирина МАЛЫШЕВА
Краснодарский край
– Не хватает денег в бюджете. Поэтому перечень охватывает далеко не всех работников. Я считаю, что это несправедливо. Но нам не удалось убедить другие министерства, которые считают, что пенсия за выслугу лет – это пенсия за вредность, за “горловую нагрузку”. Раз руководитель не несет горловую нагрузку, он пенсию не получает. Я считаю, что это неправильно. Мы будем поэтапно добиваться решения этой проблемы.
– Вы в свое время говорили, что зарплата работников просвещения будет увеличена в несколько раз, а в бюджете 2001 года заложено только 20-процентное повышение.
– Я никогда не говорил: “В несколько раз”. Я говорил, что она ДОЛЖНА быть увеличена по Закону “Об образовании”. Сегодня средняя зарплата учителей у нас в стране примерно 800 рублей, а средняя в промышленности – 2700 рублей. То есть в 3,5 раза выше.
И сейчас эту проблему с ходу решить нельзя. Даже 20-процентное увеличение зарплаты потребует от бюджета примерно 30 миллиардов рублей. Это огромная сумма.
Тем не менее через 6-7 месяцев зарплата должна увеличиться на 50 процентов. Вице-премьер Валентина Ивановна Матвиенко еженедельно проводит совещания с Министерством труда, Минфином, Минэкономики, чтобы найти средства на внеочередное повышение зарплаты учителям в середине 2001 года.
Минобразованию совместно с Минтрудом и профсоюзами поручено создать рабочую группу и посмотреть, какие еще могут быть варианты повышения оплаты труда учителей, возможно, даже с помощью изменения принципиальных подходов к Единой тарифной сетке.
– 14 тысяч студентов Мордовского госуниверситета требуют внести изменения в Закон “Об основах социального страхования” и признать обучающихся очной формы обучения участниками страхового процесса.
Мы выступаем против нового положения о стипендиальном обеспечении, которое разрабатывается в министерстве.
Председатель студенческого профкома
– Из фонда соцстраха студенты исключаются с 1 января по новому закону. Однако мы договорились с фондом о том, что в 2001 году они в полном объеме профинансируют студенческое оздоровление. Если в 2000 году на отдых выделялось 125 миллионов рублей, то теперь на 2001 год запланировано 625 миллионов. То есть мы уже в 5 раз увеличили средства на студенческую оздоровительную кампанию. Поправку, о которой вы говорите, в закон внести нельзя. Это противоречит самой концепции социального страхования. Из фонда получают деньги только те люди, которые их туда отчисляют из своей зарплаты. Оттуда нельзя давать деньги студентам, которые их не отчисляют.
Что касается положения о стипендиальном обеспечении, то окончательного его текста еще нет. О чем же идет речь? Сумма стипендиального фонда остается та же самая. Меняются критерии. Сейчас у вас в вузе получают стипендию в основном дети из более обеспеченных семей. Потому что они занимались с репетиторами, проходили платные курсы, сейчас им не надо подрабатывать. А детишки, которые приехали учиться из села, вечерами работают, получают одну тройку, и стипендию вы им не платите. Это справедливо? Не нужна детям Березовского, детям ваших начальников, глав администраций эта стипендия. Нужно менять систему. За счет того, что не будут платить детям богатых, мы увеличим стипендию нуждающимся. Включайтесь в работу, давайте ваших представителей в состав рабочей группы по обсуждению положения.
– Почему федеральный центр не решает вопросов по оплате учителям расходов по книгоиздательской продукции и коммунальным услугам?
Игорь ГОЛУБЕВ
Челябинск
– Федеральный центр последние два года выполняет на 100 процентов все свои обязательства по зарплате учителям, и по книгоиздательской продукции, и по коммунальным услугам. Нужно, чтобы и субъекты Федерации, и муниципальные образования свои обязательства выполняли. Вот, например, Приморье: некоторые муниципалитеты не смогли собрать налоги. Еще более сложная ситуация в республиках Алтай, Тыва. Конечно, мы не должны оставить учителей один на один с муниципальными властями. Поэтому, несмотря на противодействие некоторых министерств и ведомств, мы все-таки считаем, что решение, принятое на совещании в Кремле 14 января 2000 года по закону о соучреждении общеобразовательной школы, – это актуальная линия, и мы будем ее продолжать.
– Когда будет решаться вопрос о льготном проезде учителей-северян к месту отдыха и обратно?
Альбина РАТОВА,
мэр Киренского района
Иркутская область
– Это действительно большая проблема. Требуются огромные суммы средств. В данном случае, когда речь идет об учителях, это вопрос даже не федерального бюджета, а бюджетов субъектов Федерации. Но такая же задача стоит перед федеральным министерством относительно студентов. Студентам положен раз в год бесплатный проезд туда и обратно к месту жительства. И мы не можем в течение последних 5 лет этого обеспечить, потому что цена вопроса в федеральном бюджете – 8 млрд. рублей. Это 30 процентов средств из всех расходов на высшее образование.
– Почему из программы 9-го класса изъяли тригонометрические функции? Из-за этого возникают трудности при изучении алгебры в 10-м классе. Нам по литературе приходится читать много произведений сверх программы. Имеем ли мы право их не читать, если у нас на это нет времени?
Настя ПОЛЕВАЯ,
ученица 10-го класса
Карелия
– В Настиной школе просто педагогическая несостыковка – потеря преемственности между классами. Вообще я считаю, что не нужно в обязательном порядке давать тригонометрию всем одинаково в большом объеме. Кому-то трудно усваивать этот материал, а гуманитарии вообще не считают нужным вникать в математические тонкости. В этом и заключается смысл перехода к 12-летке. В старшей школе будут изучаться предметы, необходимые только для гуманитарного или естественно-научного профиля.
Дети сейчас действительно перегружены. Реформа должна на 20% уменьшить аудиторную нагрузку и объем изучаемого материала.
– Нас волнует переход на федеральное казначейство: у нашей школы есть банковский счет, и мы боимся потерять деньги, которые зарабатываем сами.
Пятидневка – это прекрасный режим. Но как быть с факультативами, на которые не остается времени?
Директор школы г. Горячий Ключ
Краснодарский край
– Я рад, что ваша школа имеет свой счет, и заверяю вас, что у таких школ не будет проблем с федеральным казначейством. Все средства от государства вы будете получать на 100%, и ваши деньги у вас не отнимут. А пятидневку мы будем рекомендовать и в новой реформе. Для всего дополнительного – факультативов, консультаций и так далее – у вас остается суббота. Этот день вы можете использовать на проведение внеаудиторных мероприятий, направленных на физическое, духовное развитие детей.
– Какие есть перспективы развития у дошкольного воспитания? По сравнению со школами детским садам живется несладко.
Евгения БОНДАРЕНКО,
бывшая воспитательница
Красногорск,
Московская область
– У нас есть выбор: либо мы возвращаеся в плановую экономику и тогда будем из федерального бюджета финансировать детские сады, либо мы остаемся в рамках действующих межбюджетных отношений. На мой взгляд, этот путь, когда все образовательные учреждения остаются в ведении субъектов Фередации, единственно верный. Если у региона действительно толковый губернатор, то все будет нормально. Другое дело, необходимо, чтобы за школы и детские сады отвечал не только райцентр. Например, за зарплату отвечает глава области, а за ремонт, помещение, питание и так далее – глава района. Надо, чтобы и предприятия помогали. А для этого предусмотреть в законе, чтобы доля доходов, направляемая на эти цели, не облагалась налогом.
– Правда ли, что Россия по уровню образования в мире стоит в конце 60-х мест? Кто сейчас занимается одаренными детьми?
Владимир САВКУН
Тверь
– Российская система образования остается одной из лучших. Эту истину мы подтверждаем каждый год, когда на международных олимпиадах наши школьники занимают призовые места. Более того, в рамках проекта “Дети России” программа “Одаренные дети” поддерживает всевозможные олимпиады. Однако я не оцениваю уровень российского образования только по показателям олимпиад. Для меня важен средний уровень образования во всех школах нашей страны. Когда были обследованы 60 стран мира, Россия по естественно-научному образованию попала в середину третьей, худшей группы: 50% школьников не воспринимают половину содержания физики, химии, биологии. Мы пытаемся втиснуть в детей в 8-9-м классе то, что они запустили и не осваивают, – физику, химию и биологию, потому что уже стали гуманитариями. Мы тратим огромные деньги на учебники и учителей, тогда как эти средства лучше было бы вложить в эти 50% школьников и развивать их гуманитарные способности.
Прямую линию провели
Наталья БУНЯКИНА, Оксана РОДИОНОВА,
Джамиля САЙРАМОВА
Комментарии