министр общего и профессионального образования
Совершенно неверные слухи. Сегодня мы пока не можем справиться с трудностями, возникшими при реализации этого займа. Дело в том, что большая его часть предназначена на поддержку книгоиздательской деятельности в регионах и является бюджетозамещающей. То есть субъекты Федерации должны гарантировать возврат суммы в долларах через определенное количество лет. Сейчас же в связи с событиями 17 августа и скачками курса американской валюты все так напуганы, что никто не берется предсказывать ситуацию в будущем.
С территориями, готовыми подписать соглашение (а большинство, как вы поняли, хотят, но боятся подписывать), мы решаем именно эту проблему: кто будет платить, если регион не сможет отдать заем? Все готовы, чтобы гарантом выступил Сбербанк, но там помочь нам явно не желают. Сбербанк – коммерческая организация и заинтересован в прибыльных проектах, а здесь огромный риск оказаться “козлом отпущения” за неправильную политику того или иного субъекта Федерации. Хорошо бы Минфин взял на себя гарантии, но там тоже не считают это возможным. Так что наиболее приемлемый для всех механизм “размораживания” кредита еще предстоит найти.
Я абсолютный сторонник займов – это нормальное явление. Практически все страны мира получали их у Мирового банка. Доля займов, которые брали на образование (об этом “УГ” уже писала), в среднем – 10 процентов. На сегодняшний момент Россия собирается потратить в десять раз меньше – лишь 1 процент от общего объема кредитов. Остальное – на сельское хозяйство, промышленность, реструктуризацию банковской системы. Поэтому мы перед налогоплательщиками, перед страной чисты.
Никаких изменений целей займа, конечно, не будет. Как я уже говорил, одна часть средств из 70 миллионов долларов направляется на развитие системы книгоиздания в регионах. Другая – на подготовку нового типа учебников, особенно для вузов в области гуманитарных наук. Третий адрес займа – вопросы менеджмента в образовании. Нам особенно нужны кадры, способные управлять школой в рыночных условиях, руководители, грамотно работающие с внебюджетными счетами, советами попечителей, предлагающие новые механизмы финансирования для регионов.
Сейчас уже идет работа по второму займу. Он планируется только для средней школы в размере 530 миллионов долларов. 80 процентов средств должны пойти на реализацию различных проектов в регионах. Содержание займа еще уточняется. Я, скажем, предложил особо выделить в нем проект информатизации, в рамках которого в десятки тысяч сельских школ можно было бы поставить по одному компьютерному классу. Получился бы материально осязаемый результат займа. Ведь из 68 тысяч российских средних учебных заведений 70 процентов – деревенские, большинство из них не имеют компьютеров. Если проект будет одобрен (а вся идея требует огромной проработки), то мы бы связали сельские компьютерные классы с Интернетом, и школьники из любой деревеньки смогли бы напрямую общаться со всем миром.
Надеюсь, что с помощью займа нам удастся решить еще много проблем. Например, вроде бы частный вопрос – возродить статистику образования. Представьте, что в нашей стране сегодня никто не знает точно, сколько детей находится вне школы! Цифры называются разные: от 300 тысяч (по данным нашего министерского управления) до 2 миллионов, как пишут в газетах. А ведь статистика может и должна давать пищу для размышлений, помогать прогнозировать, благодаря ей мы сможем наконец принимать более точные решения.
Комментарии