министр общего и профессионального образования
– Слух ложный, а значит, вредный. Начнем с того, что в 1999 году у абитуриентов будет больше шансов получить образование бесплатно, чем в предыдущем году, – прием в образовательные профессиональные учреждения всех уровней на бюджетной основе будет расширен. В том числе и в вузы. Сегодня выпускнику школы трудно найти работу – нынешнее состояние экономики, когда стоят фабрики и заводы, – беда и для квалифицированных кадров, а уж для молодежи и подавно. Но государство обязано дать вчерашним школьникам образование, а не толкать их на криминальные заработки. Мы не имеем дополнительных средств, финансирующих новые бюджетные места в вузах, а значит, придется пойти на некоторые малопопулярные меры. Сейчас на одного преподавателя в высшей школе в среднем приходится по восемь человек, но вполне возможно, что этот коэффициент изменится и будет составлять 8,2.
Теперь о равных возможностях. Мы обязаны не на бумаге, не формально, а в жизни обеспечить гражданам реальные возможности для реализации их конституционного права на образование. Вопрос этот связан с понятием “единое образовательное пространство”. Существует ли оно сегодня? Ответ – в разнице уровней подготовки сельских и городских выпускников. Как сказал поэт, “меня все терзают грани меж городом и селом”… Сегодня нет дискуссии на тему, должны ли быть богатые и бедные. Вопрос в другом – при чем тут дети? Образование – больше денег, знания – дороже денег, и мы обязаны сельским ребятам помочь, сгладить грани. Не ущемляя при этом прав городских выпускников. Временный выход видится в том, чтобы выделить целевые места в вузах для выпускников сельских школ. Пока мы это делаем в рамках договоров на региональном уровне. Еще один перспективный путь – расширение обучения на бюджетной основе на подготовительных отделениях в вузах, и в первую очередь за счет притока сельской молодежи. Но самая главная задача – “сомкнуть”, наконец, образовательное пространство. Школа должна не просто выживать, а расти, развиваться. И тогда необходимость в компенсирующих механизмах исчезнет.
Но у нас, будем откровенны, и горожане-выпускники не все были в равных условиях. Возьмем практику досрочных экзаменов. Система эта была выработана нашими вузами не случайно, не по прихоти. Жизнь заставила, когда в начале 90-х резко упал набор в вузы технического, сельскохозяйственного профиля. Тогда институты, университеты сами пошли в школы, чтобы найти “своего” абитуриента. Заключались договора со школами, в течение двух-трех лет вузовские преподаватели “доводили” выпускника до удовлетворительного уровня, и он досрочно зачислялся в вуз. Нарушалось ли при подобной практике конституционное право равных возможностей для молодежи? Коллегия министерства вместе с Генеральной прокуратурой вынуждены сказать “да”. Такие &127;пробные экзамены как вступительные в вуз, запрещены. И мы будем строго следить за выполнением этого решения. Любая коммерциализация приема в вузы, особенно при сегодняшней непростой обстановке в стране, недопустима.
Вопрос о единых экзаменах – школьных-выпускных и одновременно вступительных-вузовских – в стадии проработки. Очевидно, что они имеют право на существование как мощное средство в борьбе с репетиторством (разумеется, в том случае, когда сами они не являются его скрытой формой). В целом же позиция министерства по вопросу обеспечения равных возможностей выпускникам школ при поступлении в вузы найдет свое отражение в документе о Порядке приема в вузы России. То, что подобное положение, принятое в прошлом году, перерабатывается нами сегодня, как раз и является свидетельством борьбы Минобразования за обеспечение порядка и законности в этой сфере.
Комментарии