министр образования
– Точнее – не имело. Сейчас направления этой работы определены. Мы рассматриваем работу с детскими организациями в контексте более широкой проблемы воспитательной работы как одну из ее форм. К сожалению, этот вопрос до сих пор политизируется. Хотя, как свидетельствуют опросы педагогов-психологов, дети, причем во всех возрастах, нуждаются в самовыражении. Если ребенок по природе лидер, то, не найдя возможности проявить свои задатки в каких-то детских организациях, он продемонстрирует их в неформальной среде, вполне возможно, даже в уличной банде. Если ребенок не лидер, то ему тоже нужны доля коллективизма, соучастия в общих делах со сверстниками, их социальная значимость.
Другое дело, сейчас, в условиях политизации общества, мы не можем принять жесткое решение, какие должны быть детские организации в масштабах всей страны. Если и появится впоследствии единая организация, то она точно не охватит каждый регион. Параллельно с ней таких “единых” будет несколько. Возврат к моноорганизациям вроде пионерской, комсомольской уже, очевидно, невозможен.
Впрочем, во многих регионах РФ, не найдя пока новых форм, оставили красные галстуки, улучшили те старые формы работы, что у нас были, и не жалеют. Ведь в пионерской и комсомольской организациях было много полезных и конкретных направлений – учебное, трудового воспитания, спорта, шефства. Это все можно сохранить и развить сейчас.
Я, как и многие, воспитанник детских организаций. В школе был председателем совета отряда, возглавлял совет дружины, комсомольскую организацию школы. Это была своеобразная школа лидерства. Как недавний ректор Российского университета Дружбы народов могу сказать, как не хватает в вузе организации типа комсомольской! Ведь раньше ребята опять же имели возможность самовыражения, мы заранее готовили из них резерв будущих руководителей. Сейчас отобрать смену из студентов невозможно. В деле-то их не увидишь! Приходится действовать методом проб и ошибок.
Не случайно во многих странах детские организации ищут, взращивают, поддерживают молодых лидеров, а во всемирном масштабе проводятся программы типа Лидеры XXI века. Думаю, этот опыт нам тоже интересен. Вообще мы сейчас находимся именно на стадии банального накопления опыта. Изучаем и пионерские, и казачьи, и кадетские, и скаутские организации.
Сейчас уже завершена работа над проектом комплексной программы организации воспитательной работы с детьми на всех уровнях, включая студенчество. Эта программа направлена для обсуждения во все регионы России. В ней предусмотрен и раздел по самоорганизации учащихся в рамках детских организаций. Надеемся к сентябрю получить замечания, чтобы уже в сентябре утвердить программу развития воспитания в системе образования России.
Комментарии