Белоснежные волосы. Молодые глаза. Живительный хохляцкий говор. Владимир Филиппович Базарный крепко жмет мне руку. Крепость во всем облике.- У тебя есть дети? – спрашивает сразу, прежде чем успеваю задать вопрос.- Дочка, осенью в школу идет.- Будем спасать! – жарко воскликнул Базарный.
Я онемела.- В 760-й школе у меня есть еще одно место, я договорюсь, это от платформы Лось недалеко! Сейчас май, надо срочно решать! Продолжая цепенеть, я отметила, что незнакомый мне лично доктор решил спасать моего ребенка. Он был реально готов хлопотать, помогать и переживать за меня, человека, которого видел первый раз в жизни. И это потрясло меня не меньше, чем его харизма! Честное слово, не живи я на противоположном краю Москвы, я бы стопроцентно оказалась в знаменитой образцовой школе, работающей по «методике Базарного», о которой я тогда ничего не знала. Но я жила далеко. И мы попали в школу обычную – для миллионов, а не для редких счастливцев. Едва развеялся астрово-хризантемовый морок первых дней сентября, передо мной разверзлась пропасть глубиной 11 лет. Именно тогда я всерьез погуглила фамилию харизматичного врача. Работы Базарного стали моими настольными книгами. Владимир Филиппович, безусловно, из тех пассионариев, которые создают свои учения. Школы. Секты. Ведут воинов на бой. Братию – на костер. За таким пассионарием можно ехать не только на станцию Лось! Его линия несогласия со школой не только в преступном неучитывании природы ребенка. Он предъявляет счет всему ходу цивилизации, всей экзистенциальной системе, которая не дает человеку стать Человеком.Владимир Базарный доктор медицинских наук, автор здоровьесберегающей методики для школ, которая единственная в нашей стране имеет все грифы всех мыслимых организаций – СанПиН, Минобр, Минздрав. Его исследования вскрывают причины демографической катастрофы. Его имя известно во всем мире. Он разработал «Школу для мам», призванную обучить женщин утраченной культуре пестования. По его программе работают десятки школ в России. В Азербайджане она принята на государственном уровне. В России около 3000 школ, работающих на основе его методики! – Их преследуют, кстати, – говорит Владимир Филиппович. – Не аттестовывают. Давят на директоров. – И тем не менее школу, работающую по вашей программе, щедро хвалил сам Путин – в эфире масса сюжетов, дальше – тишина! В чем суть вашего новаторского подхода? – Наш подход подводит под школу новый фундамент – вместо того, что 200 лет портил детей! На трех всемирных конгрессах – Нюрнберг, Париж, Лондон, в 1904, 1908 и 1910 годах соответственно – было признано, что такие проблемы, как сколиоз, близорукость, школьный зоб, причиной имеют школу! Это было известно, и трагедия ХХ века в том, что ни одна из стран Европы на протяжении всего века не удосужилась заняться этим вопросом всерьез. Культ знаний! Культ интеллекта. Начинал я в Красноярске как офтальмолог – около 6000 операций на счету! И вот я задумался, в чем причина такой эпидемии близорукости. Срыв эндокринной системы, сколиоз, близорукость, срыв детородной функции – все оттуда, со школы, и даже с садика! Музыкальное занятие – дети сидят. Физкультура – дети сидя перебрасывают мяч. Абсурд! А результат – 100% дошколят с нарушениями осанки. Это с тех пор, как детские сады были преобразованы в образовательные учреждения. Трансформировали в 90-е годы, причем очень жестко: если заведующая не регистрировала сад как образовательное учреждение, ее увольняли! И детский сад стал домом престарелых. Детей надо реанимировать с сада и даже раньше, когда матери засаживают дитя в коляски или перед телевизором – так же проще, оно не прыгает, не мешает, ничего не поцарапает. – Школа обездвиживает и лишает индивидуальности. Гегель, который был помимо прочего директором гимназии, писал, что «учителю приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкли от своей оригинальности». То есть школа товарища Прокруста? – Толстой прямо сказал, что школа перекодирует нечто человеческое в животно-инстинктивное. Он чувствовал это! Гений! К концу школы у 82% психическая дезадаптация! То есть люди не годны жить в обществе. Мы изучали истоки с моими учениками – удивительными людьми! Руководствовались здравым смыслом и интуицией. Надо было найти законы раскрепощения ребенка, вочеловечивания, которые знала народная традиционная культура. Мы попытались сформулировать эти законы в книге «Дитя человеческое».Вот пример: почему дети гнутся? Видели это… Боролись. Оказалось, что центр развития человека и преображения генома – это наша стопа. Посадив ребенка, мы выбили из-под него почву. Сидя, ребенок не может соизмерять усилия! Школа учит не собственной мысли, а только потреблять готовое. А собственное мышление начинается с мышцы – это гений Сеченов доказал. Мы изучали десятки ферментов, провели массу исследований: чем больше ребенок сидит, тем больше геном замораживает свою работу. А работа генома запускается только движением. Проблема в том, что при выработке педагогической усидчивости у ребенка стартовые энергии сдохли! И дальше – вербальная школа, то есть получение знания в обход собственного телесно-чувственного опыта. То есть расщепление личности. Поглощение готового. – Какой тип личности форматируется таким образом? – С одной стороны, это паразит, способный только потреблять. С другой – раб! А с точки зрения психиатрии – шизоидный тип конституции интеллекта. Шизофреники интеллектуальны, но у них клиповое восприятие, а целостной картины, образа они не видят. Так что школа формирует как раз детализированный, мозаичный подход. Выложите все школьные учебники с 1-го по 10-й класс рядом. – Страшновато!- А я это делал – рассматривал с точки зрения психофизиологии ребенка. Я поражаюсь, что после окончания школы еще остается 10-15% творческого потенциала. Тогда, выходит, на 85% мы расчеловечиваем! Недочеловечиваем! И все это помножается на установку потреблять.А базируется наша система на 4 законах развития. Первое – закон прямохождения. Конторки в школе, рядом с которыми мы ставим стулья, потому что дети идут в школу уже «засиженные». Второе – закон дальнего зрения. При ближнем зрении, которое господствует при обучении в школе, зрительный сканер работает на высоких частотах, которые сканируют детали, вне целостного образа, формируя мозаичную картину. Образность, а не наглядность важнее. Разум, а не интеллект, важнее.Третье – закон ритмического письма. Шариковая ручка блокирует все ритмы. А перьевое письмо встраивается в ритм сердца! Четвертое – параллельное обучение мальчиков и девочек с учетом личностной ориентации. То, что интересно мальчикам, неинтересно девочкам, и наоборот – это норма Творца. Мы вывели алгоритм общения, красивого и адекватного! У детей, которые учились по нашей системе в параллельных – 15 выпусков, – ни одного развода! Факт! И отличников до 20%. – Каков генезис у этой классно-урочной системы, которой вы противопоставляете свой подход? – Коменский называл свою систему машиной дидактики, а учителя – дидактической машиной. Четыре принципа: вливание готовых знаний даже средним учителем, «каждому – по скамеечке», ограниченное пространство и «живая типография», то есть учеба по книге. Заложили еще в Средневековье эту систему. Потом она пришла в Россию. И окончательно уже в 90-е годы восторжествовала, хотя и в советское время тоже были реформы в сторону ухудшения. – Но это же касается всего мира… – Я болею в первую очередь за Россию. Но поражаюсь, что слышат меня лучше всего как раз за ее пределами! Досье «УГ»Владимир Филиппович БАЗАРНЫЙ (род. 4.05.1942) – ученый, врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Академии творческой педагогики, почетный профессор и член Международной академии общественных наук, почетный работник общего образования РФ, советник министра образования Азербайджана, член Высшего координационного совета Российского союза за здоровое развитие детей. Разработчик нового направления в науке и практике – здоровьеразвивающей педагогики.В 80-х годах разработки Базарного были отмечены золотой, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ. В 2003 году он награжден золотой медалью ВВЦ за внедрение здоровьеразвивающих технологий в образовательные учреждения России.Эксперты нашей газеты в 2000 году назвали Базарного человеком года в образовании. Ученый награжден почетной грамотой Совета Федерации (2007), почетной грамотой Госдумы (2012), другими государственными и общественными наградами.
Комментарии