- Уважаемый Владимир Николаевич! Вы входите в команду губернатора Московской области Сергея Кужугетовича Шойгу, которая лишь четыре месяца назад пришла к руководству Московской областью. Как вы оцениваете то «наследство», с которым новой команде пришлось начать работу, в частности сферу образования, которую вы курируете?
– Вступая в должность губернатора Московской области, Сергей Кужугетович в своей инаугурационной речи отметил: «На сегодня в области создана необходимая база для движения вперед». Эти слова в полной мере отражают состояние дел и в образовании. Система образования Подмосковья – одна из самых мощных в стране. Почти миллион двести тысяч человек учится и работает в 4126 образовательных учреждениях. Результаты государственной итоговой аттестации, предметных олимпиад, конкурсов, успешные выступления команд обучающихся Московской области на всероссийских и международных предметных олимпиадах доказывают высокое качество подмосковного образования. И тем не менее есть еще над чем работать. В числе 10 основных приоритетов социально-экономического развития области, озвученных губернатором Московской области Сергеем Кужугетовичем Шойгу на первом заседании правительства, – ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения. Кроме того, это повышение заработной платы работникам образования, строительство новых школ и детских садов. Особое поручение губернатора – строительство бассейнов для общеобразовательных учреждений численностью более 500 человек.- В связи с этим второй вопрос: Владимир Николаевич, а приоритеты образовательной политики региона уже определены? Какие первоочередные задачи предстоит решать в системе образования?- Разумеется, первоочередные задачи определены и уже реализуются – времени на раскачку у нас нет. В первую очередь хочу отметить, что вся наша работа опирается на серьезный экономический фундамент. Финансирование образования Подмосковья является одной из самых крупных статей бюджета Московской области. Расходы консолидированного бюджета Московской области по отрасли «Образование» в 2012 году по сравнению с прошлым годом выросли с 73 до 102 млрд рублей, то есть на 39,8%. Это позволяет нам повышать заработную плату работников образования. С 1 сентября 2012 года на 6% повышена заработная плата работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Московской области. Для учителей она составит 34 913 рублей: это на 13% выше текущей средней заработной платы в экономике в Московской области. Кроме того, с 1 сентября 2012 года на 30,5% повышена заработная плата педагогическим работникам государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области.С 1 декабря 2012 года заработная плата педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений будет повышена на 50%, что составит 28 658 рублей и позволит к 2013 году достигнуть уровня средней заработной платы в сфере общего образования. В бюджете 2013 года предусмотрено:- увеличение учебных расходов в 1,5 раза – с 1100 до 1650 рублей на одного учащегося в год, в том числе расходов на учебники – с 900 до 1500 рублей;- выделение 72 млн рублей на проведение в Московской области государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов по предметам по выбору с применением автоматизированной информационной системы «Экзамен»;- выделение более 30 млн рублей на повышение квалификации педагогических работников системы образования, в том числе негосударственных дошкольных образовательных учреждений.Учитывая высокие показатели Московской области в области образования, наш губернатор Сергей Кужугетович Шойгу принял следующие решения: Первое. Увеличить число именных премий губернатора Московской области работникам образовательных учреждений в Московской области со 100 до 150 человек, а размер премии – с 45 до 100 тысяч рублей.Второе. Увеличить размер именной стипендии губернатора Московской области для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта, с 1,5 до 2 тысяч 250 рублей в месяц для 1000 стипендиатов. Многое сделано для подготовки образовательных учреждений области к новому 2012-2013 учебному году. Из бюджета Московской области выделены средства в объеме около 1,5 млрд рублей на строительство, реконструкцию и ремонт зданий, на закупку технологического оборудования для школьных столовых, автобусов для сельских школ, инновационного учебно-лабораторного оборудования, учебников, в том числе электронных. Расходы муниципальных бюджетов на эти цели составят около 1 млрд рублей.К 1 сентября этого года введены в строй 11 новых школ, а до конца 2012 года будут построены еще 3 школы. При этом общая прибавка ученических мест составит 9900. В этом учебном году мы поставили перед собой задачу реализовать следующие конкретные шаги в области образования. В первую очередь перед нами стоит задача выполнения плана по ликвидации очередности детей в возрасте от трех до семи лет в детские сады к 1 января 2015 года. Эта задача поставлена Президентом России В.В.Путиным, губернатором Московской области С.К.Шойгу, ее решения ждут от нас жители Подмосковья.На 1 июля этого года очередность детей в возрасте от трех до семи лет составляла более 48 тысяч человек. В целях решения поставленной задачи в 2012 году из бюджета Московской области уже выделено свыше 4 млрд рублей, из бюджетов муниципальных образований – около 392 млн рублей. Резервы для решения данного вопроса есть в каждом муниципальном образовании. Это прежде всего ресурс действующих учреждений дошкольного образования – рациональное использование имеющихся площадей, возврат в систему детских садов, использующихся не по назначению, переоборудование имеющихся свободных площадей школ и иных учреждений социокультурной сферы. Большое внимание мы уделяем работе по снятию социальной напряженности среди родительской общественности, вызванной проблемой очередности. Снижение социальных рисков возможно через принятие мер по достижению максимальной открытости процесса ведения учета детей, нуждающихся в определении в дошкольное образовательное учреждение, на уровне каждого детского сада. Сделать это возможно через использование возможностей предоставления электронных услуг – ведение электронной очереди на муниципальном уровне. В настоящее время электронная очередь введена в Наро-Фоминске, в Реутове, в Люберцах, в Мытищах, Красногорске и ряде других территорий. К 1 ноября электронная очередь должна быть создана в каждом муниципальном образовании.В 2012-2014 годах в Московской области планируется ввести свыше семидесяти тысяч мест в детских садах.В настоящее время в Московской области в стадии проектирования и строительства находятся 225 детских садов.В тесной связи с проблемой ликвидации очередности в детские сады – вопрос повышения квалификации работников дошкольных учреждений. Действенную помощь в этом окажут ресурсные центры, создаваемые с 2013 года на базе 50 инновационных детских садов для всех педагогов дошкольного образования.Очень важный вопрос, который также является одним из приоритетных для нас, – увеличение доступности программ общего и профессионального образования, организация беспрепятственного доступа в образовательное учреждение инвалидов и других маломобильных групп населения. Для этого в 2013 году будут реализованы меры по созданию безбарьерной среды в Губернском профессиональном колледже с привлечением к работе служб социальной защиты населения г. Серпухова, Серпуховского района, городов Пущино и Протвино. Большое значение мы придаем мерам по увеличению притока молодых специалистов в образовательные учреждения Московской области и закреплению их на рабочих местах. С этой целью размер пособия молодым специалистам, приступившим к работе в наступившем учебном году, увеличен более чем в 2 раза: для выпускников высших учебных заведений – с 14 тысяч 200 рублей до 28 тысяч 300 рублей; для выпускников средних специальных учебных заведений – с 12 тысяч 800 рублей до 25 тысяч 700 рублей. В 2013 году единовременное пособие будет выплачиваться не только выпускникам учреждений высшего и среднего профессионального образования Московской области, приступившим к работе в образовательных учреждениях Подмосковья, но и всем выпускникам независимо от того, где расположено учебное заведение, которое они окончили. Все это серьезные задачи, требующие привлечения всех наших ресурсов, но они должны быть выполнены и будут выполнены.- Владимир Николаевич, вы сегодня курируете сферу образования. А был ли в вашей жизни такой учитель, который в большей степени повлиял на вашу судьбу?- Да, таким учителем был Нестеров Николай Филиппович – учитель истории Максовской восьмилетней школы Рязанской области, который привил мне любовь к истории нашей великой Родины!- Этот год объявлен Годом российской истории. Что делается в регионе для того, чтобы сохранить свое наследие? И какие уроки извлекают из прошлого?- Действительно, решением Президента России этот год объявлен Годом российской истории. Он ознаменован великими датами: 200-летием победы в Отечественной войне с Наполеоном, 150-летием со дня рождения великого реформатора Петра Столыпина и 1150-летием государственности в нашей стране. Мы рекомендовали 1 сентября, в День знаний, провести в школах области урок, посвященный российской истории, героическому прошлому. Осознание исторического смысла и значения великих и славных деяний наших предшественников имеет не только духовную, нравственную и научную ценность, но в первую очередь направлено на воспитание юного поколения наших сограждан как патриотов Отечества, успешных людей.
Комментарии