search
main
0

Владельцы, менеджеры, участники. Сайт как основа виртуального пространства совместной деятельности

Предлагаемая серия статей посвящена информационно-технологическому обеспечению процесса управления жизненным циклом распределенного образовательного проекта (РОП). Рассмотрим основы создания виртуального пространства совместной деятельности участников проекта с использованием функциональных возможностей бесплатных служб Google.

Помимо непараллельного интерактивного форума служба Группы Google предоставляет дополнительный инструментарий для организации .

См. также статью Галины БОЙЧЕНКО, Людмилы ГУРЕВИЧ и Людмилы КУНДОЗЕРОВОЙ «Виды интернет-коммуникации» в №8, 2007 год, «ИКТ в образовании».

Создание сайта команды РОП

на базе Группы Google

Для организации взаимодействия всех участников РОП и эффективного управления их совместной деятельностью в виртуальном пространстве необходимо создать сайт команды проекта.

Реализация сайта команды проекта с использованием функциональных возможностей бесплатной службы Группы Google предоставляет руководителю распределенного образовательного проекта и всем его участникам инструментарий ведения тематических дискуссий, оперативного обмена информацией в режиме он-лайн или по электронной почте, сотрудничества, создания базы знаний членов команды проекта в рамках единого информационно-технологического пространства совместной деятельности. Группы Google позволяют поддерживать связь с участниками образовательного проекта, публиковать релевантную информацию, организовывать мероприятия и работать над подпроектами.

Для создания сайта команды распределенного образовательного проекта с использованием службы Группы Google выполните следующие действия:

1. Используя ваш веб-браузер (например, Internet Explorer), перейдите с главной страницы Google www.google.com по ссылке Группы.

2. Нажмите на кнопку Создать группу на главной странице Групп Google (Рис. 1).

3. Войдите в свой аккаунт Google или создайте новый аккаунт, если у вас его нет.

4. На странице Создание группы введите название группы, адрес электронной почты, краткое описание группы, укажите уровень доступа к группе (общий доступ, только для объявлений или ограниченный доступ) и нажмите на кнопку Создать группу (Рис. 2).

5. Добавьте в группу всех членов команды распределенного образовательного проекта. Для этого перейдите на вкладку Добавить участников напрямую, введите их адреса электронной почты, напишите текст приветствия, задайте параметры подписки и нажмите на кнопку Добавить участников.

Чтобы пригласить в группу других пользователей, которые не являются членами команды проекта (например, консультантов и других потенциально заинтересованных лиц), перейдите на вкладку Пригласить участников по электронной почте, введите их адреса электронной почты, напишите текст приглашения и нажмите на кнопку Пригласить участников.

6. Откройте главную страницу созданного вами сайта команды распределенного образовательного проекта, щелкнув по ссылке Перейдите в новую группу (Рис. 3):

Члены команды распределенного образовательного проекта могут создавать профили – страницы со сведениями о себе. Профиль в группах Google общедоступен, содержит как минимум псевдоним участника (или часть адреса электронной почты) и ссылки на его последние сообщения. Создав профиль, можно разместить свою фотографию, сообщить свой домашний адрес и e-mail, адрес своего веб-сайта и любимую цитату другим участникам проекта.

Чтобы создать свой профиль, выполните следующие действия:

1. Войдите в группу Google и нажмите ссылку Профиль, которая находится в верхней части любой страницы группы.

2. Нажмите ссылку Изменить, расположенную справа от заголовка Мой профиль.

3. Введите информацию о себе и нажмите на кнопку Сохранить.

Использование веб-форума в координации деятельности членов РОП

Веб-форум (или просто форум) – специальный раздел сайта, предназначенный для организации и управления коммуникацией, общением и взаимодействием посетителей сайта. Основное назначение форума сайта команды РОП – координация деятельности участников проекта, обсуждение материалов, расположенных на сайте, или работы самого сайта.

Типовая структура форума: разделы» темы» сообщения. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующем обсуждении внутри этих тем. Сообщения несут следующую информацию: автор, тема, содержание, дата/время. Сообщение и все ответы на него образует ветку. Основное отличие форума от чата – более серьезная тематика обсуждений, так как участникам предоставляется больше времени на обдумывание ответа.

Координация работы форума осуществляется модератором – участником, наделенным возможностью удалять чужие сообщения в определенном разделе или теме, а также контролировать к ним доступ отдельных участников*. На открытых форумах чтение и создание новых сообщений доступны любым посетителям, прошедшим регистрацию. Доступ же к закрытым форумам определяется персонально для каждого участника администраторами форума.

Служба Группы Google предоставляет участникам РОП возможность вести непараллельный интерактивный форум для обсуждения и сотрудничества. Члены команды проекта могут читать и публиковать сообщения в режиме он-лайн или просто просматривать их и отвечать по электронной почте.

Для создания новой темы на форуме сайта команды проекта выполните следующие действия:

1. Перейдите с Главной страницы группы по ссылке Обсуждения, расположенной в правой части страницы.

2. Нажмите кнопку Новое сообщение.

3. Введите тему, напишите текст сообщения и нажмите кнопку Отправить сообщение (Рис. 4):

Чтобы ответить на сообщение другого участника проекта:

1. Откройте сообщение и нажмите на ссылку Ответить, расположенную на серой панели в нижней части сообщения.

2. Введите текст ответа и нажмите на кнопку Отправить.

В большинстве форумов имеется система приватных сообщений, позволяющая авторизированным пользователям общаться индивидуально, аналогично электронной почте. Чтобы послать ответ не всей группе, а только автору сообщения, нажмите кнопку Ответить автору.

Важно помнить, что по истечении 60 дней с момента отправки сообщения на него уже нельзя ответить.

Просматривая сообщения членов команды проекта, можно дать им оценку, которая войдет в общий рейтинг каждого из них. Чтобы сделать это, необходимо открыть тему и нажать на звездочки рядом со словами Оценить данное сообщение в нижней части сообщения.

Форум службы Группы Google предоставляет возможность поиска по базе сообщений группы. Чтобы найти свои или чужие сообщения, отправленные в группу другими участниками проекта, выполните следующие действия:

1. Введите в поисковой строке слово author и двоеточие, указав после него адрес электронной почты, используемый для отправки сообщений.

Например, если требуется найти сообщения, отправленные с адреса name@gmail.com, введите в окне поиска [author:name@gmail.com].

2. Нажмите на кнопку Поиск в этой группе.

Чтобы удалить свое сообщение из архива группы, выполните следующие действия:

1. Войдите в группу под той же учетной записью, которую вы использовали при отправке сообщения.

2. Откройте сообщение и нажмите ссылку Дополнительные параметры.

3. Активируйте ссылку Удалить в нижней части серого поля вверху сообщения, выберите переключатель Да, удалить сейчас и нажмите кнопку Подтвердить.

Организация

совместной деятельности участников РОП

Помимо непараллельного интерактивного форума служба Группы Google предоставляет дополнительный инструментарий для организации совместной деятельности участников РОП.

Члены команды проекта могут создавать в группе свои веб-страницы, размещать на них информацию о группе, материалы по проекту и другие документы, предназначенные для совместного использования, а также публиковать в Интернете промежуточные и итоговые отчеты о результатах деятельности.

Для создания новой веб-страницы выполните следующие действия:

1. Перейдите с Главной страницы группы по ссылке Страницы, расположенной в правой части окна, и нажмите на кнопку Добавить новую страницу.

2. Введите название и содержание новой страницы (Рис. 5).

При оформлении страницы в окне редактирования ее содержания можно использовать следующие кнопки панели инструментов:

Заголовок – для форматирования заголовков, подзаголовков, дополнительных заголовков и нормального текста на странице;

Изображение – для добавления изображения на страницу путем загрузки графического файла со своего компьютера или с указанного веб-адреса;

Ссылка – для вставки гиперссылки на другую страницу группы, файл группы, внешний веб-адрес или адрес электронной почты;

Шрифт, Размер, Цвет текста, Жирный, Курсив, Маркированный список, кнопки выравнивания – для форматирования текста на странице;

Отменить и Повторить – для правки изменений на странице.

3. Нажмите на кнопку Сохранить и опубликовать.

Функциональные возможности сервиса Группы Google позволяют членам команды распределенного образовательного проекта создавать страницы сотрудничества, так как каждый участник группы имеет возможность не только просматривать, но и дополнять и комментировать веб-страницы непосредственно в группе.

Cервис Группы Google позволяет совместно использовать файлы членам команды образовательного проекта. Квота группы на хранение файлов составляет 100 Мегабайт.

Чтобы отправить файл в группу, выполните следующие действия:

1. Перейдите с Главной страницы группы по ссылке Файлы, расположенной в правой части страницы, и нажмите на кнопку Отправить файл.

2. Нажмите на кнопку Обзор и откройте в диалоговом окне Загрузка файла требуемый файл (Рис. 6).

Операцию отправки файла в группу во время его загрузки можно отменить, нажав на ссылку Отменить загрузку.

Чтобы переименовать или удалить загруженный файл из группы, необходимо выполнить следующие действия:

1. Перейти на страницу Файлы и нажать на ссылку Переименовать или удалить файлы.

2. Ввести новое имя переименовываемого файла или нажать на ссылку Удалить рядом с именем удаляемого файла.

3. Нажать кнопку Сохранить изменения для подтверждения выполняемой операции.

Участник проекта может открыть или сохранить на диске своего компьютера файл группы, нажав на ссылку с названием этого файла.

Администрирование сайта команды проекта

Сервис Группы Google позволяет разбить всех пользователей сайта команды РОП на три категории, обладающие разными правами в группе: владельцы, менеджеры и участники. Владелец, как правило, – создатель группы, пригласивший первых участников, выбравший тематику группы и установивший настройки доступа. Он обладает самыми полными правами на управление работой группы. Только у него есть право передавать владение другому пользователю, назначать совладельцев или убрать группу. Владелец может назначать менеджеров, которые имеют право одобрять сообщения, приглашать новых участников, назначать менеджеров и изменять параметры управления группой. Права обычных участников полностью регламентируются менеджерами и владельцами группы. Можно сделать любое число участников менеджерами или владельцами.

Для изменения прав членов команды проекта необходимо выполнить следующие действия:

1. Нажать на ссылку Административные задачи в правой части Главной страницы группы и перейти на вкладку Управление участниками.

2. Нажать на ссылку Изменить справа от имени участника группы. Затем можно изменить тип подписки, тип участия (участник, менеджер или владелец), разрешения на публикацию в группе, а также отменить подписку или навсегда исключить участника из группы (Рис. 7).

Для изменения настроек параметров группы необходимо нажать на ссылку Настройки группы в правой части Главной страницы группы (Рис. 8).

На вкладке Общие можно просмотреть и изменить название группы, ее описание, веб-адрес и e-mail группы.

На вкладке Доступ можно настроить следующие параметры доступа к сайту команды проекта:

категории пользователей, имеющих право просмотра содержания группы и списка ее участников;

как новые пользователи могут присоединиться к группе;

кто из членов команды проекта имеет право создавать и редактировать страницы, загружать файлы, отправлять и модерировать сообщения, а также приглашать новых участников в группу.

На вкладке Внешний вид можно создать уникальное графическое оформление сайта команды проекта при помощи шаблонов и настроек шрифта и цвета.

На вкладке Перемещения можно изменить структуру сайта команды проекта путем переименования и перемещения и удаления основных разделов.

На вкладке Доставка сообщений по электронной почте можно настроить параметры сообщений и ответов, отправляемых членам команды проекта.

На вкладке Категории можно выбрать категории каталога групп Google, к которым относится тематика вашей группы.

На вкладке Дополнительные помимо изменения дополнительных настроек группы можно также удалить группу без возможности ее последующего восстановления.

Дополнительные информационные источники

Мы описали только основные функциональные возможности служб Группы Google в реализации сайта команды РОП и управлении совместной деятельностью его участников. Исчерпывающую информацию о службе Группы Google, работе с группой можно получить в Справочном центре Групп Google по адресу http://groups. google.ru/support/?hl=ru

Галина БОЙЧЕНКО, Людмила ГУРЕВИЧ, доценты кафедры теории и методики преподавания информатики, Людмила КУНДОЗЕРОВА, заведующая кафедрой теории и методики профессионального образования Кузбасской государственной педагогической академии

Новокузнецк

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте