25 января страна отмечает 80‑летний юбилей Владимира Высоцкого – поэта, актера огромного тематического и жанрового репертуара. До сих пор не утихают споры о значении сделанного Высоцким, и поляризация аудитории здесь совершенно явная. Юбилей Высоцкого дает повод для дискуссии по многим вопросам: актуально ли сейчас сближение поэзии и песни? Что такое сегодня образ поэта-универсала? На какие вопросы, важные для подрастающего поколения, отвечают его песни и стихи и как в этом текстовом многообразии ориентироваться школьному учителю? Обо всем этом и многом другом Владимир Новиков, литературовед, профессор факультета журналистики МГУ, один из пионеров филологического изучения бардовской поэзии, чье очередное переиздание книги «Высоцкий» в 2018 году вышло в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия», рассказал «Учительской газете».
– Владимир Иванович, довольны ли вы изучением Высоцкого в современной школе? С каких его вещей, на ваш взгляд, стоит начать и чем они могут быть важны подрастающему поколению?
– В чем корни этого незнания?
– Есть ли такой персональный выбор у вас?
– Как учителю вводить Высоцкого в историко-литературный контекст?
– Что открыл нового Высоцкий вам как педагогу?
– В книге вы упоминали про антиномичность Высоцкого. Какие примеры такой антиномичности в его стихах и песнях вы можете привести?
– Но у Высоцкого об этом и прямо сказано: «Не надо подходить к чужим столам // И отзываться, если окликают…»
– Представим, что Высоцкий дожил до старости. Вписался бы он в новую систему 90‑х, характерную изменениями, о которых при его жизни невозможно было помыслить?
– Но Станислав Говорухин знал Высоцкого и с ним вместе работал, у него есть проникновенный очерк о последнем…
– На какие вопросы, общественно-политические и другие актуальные для новейшего времени, отвечает Высоцкий?
– А предсказал ли он что-то из событий новейшего времени в своем творчестве?
– Переиздание вашей книги датировано 2018 годом. Поэтому затронем вопрос о соответствии Высоцкого современной поэзии. Наш герой, как известно, был универсалом – кино, телевидение, театр не мешали его органичному воплощению в качестве поэта. Актуален ли образ поэта-универсала сегодня, когда поэзия вытеснена с экранов телевидения и все более отграничена от сферы массового восприятия?
Комментарии