«Эх Иванов (Петров, Сидоров)! Ты что, дворником хочешь быть?» – сколько раз учителя произносят эту фразу, пытаясь образумить нерадивого ученика, никак не желающего погружаться в пучину склонений, спряжений, уравнений, формул и прочих ученых премудростей. Рисуя недорослю тройки в классном журнале по принципу «три пишем – два в уме», преподаватель спит и видит тот счастливый день, когда он избавится наконец от школьных тунеядцев и двоечников. А куда им, бедным, податься? Конечно, в училище, чтобы хотя бы получить рабочую профессию, если привычка думать отсутствует вовсе.
Получается, что ПУ – последний приют для тех учеников, которых средняя школа считает ни на что не годными. «Нет, это неправда!» – возражают педагоги Самарского профессионального лицея кулинарного искусства №10. Да, контингент у них сложный, мало хорошистов и тем более отличников, много детей из неблагополучных семей, но разве всем этим не может «похвастать» обычная средняя общеобразовательная школа? А с другой стороны, разве в наше время нет потребности в рабочих руках? Ведь нужны и профессионалы технических специальностей, и сферы быта, и услуг, и многие другие мастера. Так что сейчас не обойтись без развитой системы начального и среднего профессионального образования, поставляющей специалистов многих отраслей.
На сегодняшний день в Самарской области действуют около 30 профессиональных училищ, 19 лицеев, 7 колледжей и 5 филиалов учреждений начального профессионального образования. Среди них лицей №10 кулинарного искусства занимает весьма достойное место. Здесь гордятся историей родного учреждения (лицей начал работу в 1944 году), гордятся своим имиджем, создававшимся так долго, связью поколений: здесь учатся дети тех, кто тоже получал знания в этих стенах. Сюда дедушки и бабушки приводят своих внуков не потому, что в городе больше негде получить такую нужную сейчас профессию повара или кондитера, а потому, что этот лицей – лучший.
Работа лицея №10, перемены, происходящие в нем, являются отражением перемен в системе профессионального образования Самарской области. В качестве приоритета образовательной политики сейчас выдвинута идея создания единого профессионально-образовательного пространства, которая потребовала пересмотра структуры управления образованием, пересмотра перечня специальностей и профессий, востребованных на рынке труда. В Самаре введен механизм формирования единого областного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов. Теперь количество обучающихся в колледжах и училищах будет зависеть от потребностей работодателей, объем и уровень профессионального образования будет соответствовать потребности развития территорий. Введена стратегия конкурсного размещения регионального заказа в профессиональных учреждениях. Другими словами, больше обучающихся будет в тех заведениях, которые окажутся лучшими по всем показателям: уровню преподавания, итогам аттестации выпускников, аттестации самого учебного заведения, отзывам заказчиков, предприятий, на которых работают выпускники, потенциальных работодателей. Лицей №10, например, в этом учебном году выиграл конкурс на бюджетную подготовку кадров по профессии «повар-кондитер», а это означает, во-первых, существенное повышение рейтинга заведения, а во-вторых, прибавку примерно ста учащихся, что в условиях нормативного финансирования очень недурно. Такие конкурсы на размещение регионального заказа обещают стать традиционными. Это оправданно, считает директор лицея, заслуженный учитель профессионального образования РФ Ирина Пальчевская, потому что, как при естественном отборе, должны остаться лучшие учреждения НПО.
Продолжаются в Самарской области и организационно-структурные преобразования системы профтехобразования, начатые несколько лет назад. Их суть в том, что на базе одного учреждения создаются многопрофильные комплексы непрерывного профессионального образования, сочетающие все формы образовательных услуг. Сейчас можно получить сразу две профессии: одну основную, а другую дополнительную, «страхующую». В кулинарном лицее, например, можно, учась на повара и кондитера, параллельно постигать профессию официанта или бармена. Уже закончив учебу, многие выпускники приходят повышать квалификацию, получать более высокий профессиональный разряд. А любой взрослый человек, желающий освоить новую специальность, получает в лицее и такую возможность.
Еще одно направление региональной образовательной политики – организация социального партнерства в профессиональном образовании. Для любого учреждения НПО это значит налаживание и поддержание тесного контакта с потенциальными работодателями, расширение круга специальностей, которых требует рынок труда, подготовку выпускников к требованиям работодателей. Раньше учебное заведение просто давало знания, теперь оно старается и трудоустроить своих студентов. Вот почему майская итоговая аттестация выпускников превращается в кулинарном лицее в грандиозную выставку поварского и кондитерского искусства, куда приходят представители ведущих фирм и предприятий города, чтобы найти для себя квалифицированные кадры. Но еще учась в лицее, многие находят работу: необходимо ведь пройти практику, а сделать это преподаватели родного лицея позволят лишь на лучших, образцовых предприятиях, где будут заботиться и проявлять внимание к будущим шеф-поварам и где, возможно, оставят самых талантливых.
Продолжается в Самарской области процесс создания многоуровневых образовательных учреждений на основе интеграции образовательных ресурсов учреждений разного уровня и ведомственной принадлежности, начатый совместно с Министерством образования Российской Федерации. Предстоит соединить часть колледжей и техникумов с профессиональными училищами (эта модель особенно актуальна для сельских районов и малых городов области), а другие ввести в структуру специального высшего образования. Так будет сформирован единый региональный профессионально-образовательный комплекс, позволяющий минимизировать издержки, сконцентрировать усилия на главных для области направлениях на основе консолидации всех социальных партнеров образования: работодателей, торгово-промышленных палат, служб занятости, органов местного самоуправления. Процесс сложный, вызывающий неоднозначную оценку: восторг у одних и скепсис у других деятелей образования. Не вызовет ли такая интеграция развал системы начального профессионального образования, который ни в коем случае не должен произойти?
Тем временем в лицее решают и менее глобальные проблемы, которых хватает и у педагогов, и у руководства, и у учащихся. Преподаватели озабоченно думают о том, как бы свести концы с концами при их мизерном окладе, который даже с двадцатипроцентной прибавкой с января и пятнадцатипроцентной надбавкой за статус лицея не дает возможности достойно существовать. Все равно приходится подрабатывать (радует то, что деньги хотя бы выдаются вовремя). Руководство размышляет о неизбежном старении педагогических кадров: не идет молодежь в преподаватели. Вот и сейчас молодых педагогов только 30% в коллективе. А студентам надо придумать что-нибудь этакое, какой-нибудь очередной кулинарно-кондитерский шедевр: близятся майские экзамены, итоговая выставка, на которой, уж поверьте, будет на что взглянуть.
Самара
Комментарии