Привести ребенка в библиотеку очень хочется, да и нужно это сделать, чтобы сохранить одну из самых ценных составляющих советско-российского образования – культуру чтения школьника. Мы решили пойти к этому уже проторенным путем – через заседания читательского клуба «Вкусное чтение», заимствовав название у замечательного педагога, методиста и популяризатора чтения в среде современных подростков Галины Васильевны Пранцовой.
Есть дети, которые не любят читать, но в своей педагогической практике не приходилось встречать ребят, которые не любят слушать. Ведь это и естественно: ребенок начинает познавать мир с услышанных сюжетных историй. Сначала это колыбельные, потешки, пестушки, сказки… И антропологи утверждают, что устное повествование восходит к самым ранним формам человеческого общества. Поэтому на заседания нашего клуба мы приглашаем школьников разных возрастов, чтобы они… послушали о книге. Ребенка должна увлечь сюжетная история или то, как о ней рассказали его сверстники, а уже потом сама книга. Конечно, на заседании клуба должны быть дети, прочитавшие книгу. К счастью, они всегда есть, так как любое заседание начинается с заочного обсуждения книги для работы клуба.
Как показывает опыт, дети любят рассказывать о прочитанном, но, конечно же, строить заседание читательского клуба только на рассказе о книге было бы неверно, каждый раз требуются свежий взгляд на текст и такое преподнесение, чтобы сложился разговор о нем. В основе методики проведения заседаний читательского клуба лежит сторителлинг – подход к развитию или привитию (в случае с каждым ребенком по-разному) интереса к чтению через рассказывание сюжетных историй о книге или ее авторе, о людях, событиях, предметах, так или иначе связанных с ней. Это термин Эйдана Чамберса, современного английского писателя и педагога.
Наш читательский клуб начал работу несколько месяцев назад, первое его заседание было немногочисленным, но с каждым разом гостей приходило все больше. Предметом обсуждения стали повести Нины Дашевской «День числа Пи», «Таинственный сад» Фрэнсис Бернетт, рассказ Михаила Булгакова «Морфий». Несомненно, это только начало, но в мир книг, как выяснилось, через беседу о них многим хочется идти.
Как известно, любая импровизация должна быть подготовлена, поэтому каждому заседанию клуба предшествует серьезная подготовительная работа. Это не только чтение книги, но и статей о ее авторе, изучение критической и справочной литературы. Поскольку разговор о книге не должен напоминать детям ход урока, нужны игровые элементы и необычный подход к обсуждению. В этом случае выручают приемы работы с маркерами текста – лингвостилистический (исторический, культурологический) комментарий к отдельным фрагментам или выражениям (словам), орфографический комментарий (если задание преподнесено в форме шутки или игры). На одном из заседаний ребят увлекли предметные маркеры – набор из самых разных и неожиданных вещей, имеющих и не имеющих отношения к произведению.
Так или иначе, работа продолжается, мы ждем новых гостей к «Вкусному чтению», которое будет не только развивать интерес к книгам у современных подростков, но и формировать читательские вкусы, что со временем должно стать читательской культурой.
«Умение хорошо говорить о книге ценно само по себе; к тому же это лучшая подготовка к разговорам на самые разные темы. Помогая детям рассуждать о книге, мы учим их рассуждать обо всем, что происходит в жизни. Есть что-то важнее этого навыка в наш разговорчивый век?» (Эйдан Чамберс, «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем».
Елена БАРСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №1507
Комментарии