Татьяна Боженко, учитель физики и классный воспитатель в калининградской гимназии №1, – уникальный педагог, отдающий всю душу своим ученикам. Многие из них потом становятся учителями, потому что перед глазами пример их классного наставника. После окончания физического факультета Калининградского классического университета Татьяна Витольдовна вернулась на работу в свою гимназию, где трудится уже 23 года. Коллеги говорят, что Боженко удается многое потому, что у нее есть своя педагогическая программа, с которой «УГ» сегодня знакомит читателей.
Роберт Рождественский, который когда-то был учеником нашей гимназии, писал, что учителя по-разному входят в классы по утрам: «…Одни – как в клетку. Другие – как в храм». Я вхожу в свой класс, как в храм. Время после Нового года начинает для меня свой обратный счет: 5, 4, 3 месяца до конца учебного года, потом экзамены, выпускной вечер и прощание с моими детьми. Они действительно мои, я с ними целых 7 лет, мы проживаем вместе маленькую жизнь, дающую такой опыт, который останется навсегда.
В наше трудное время нужно в каждом ребенке найти то главное, что необходимо поддержать и направить на развитие, чтобы в воспитательной работе были не сентенции и нотации, а поле проб, которое позволит ребенку сделать осознанный выбор жизненного пути. Для этого он должен быть под моей защитой. Как эту защиту выстроить, какой путь выбрать? Константин Ушинский писал, что «почти все признают, что воспитание требует терпения… но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания». Я совершенно согласна с этим, ведь классный руководитель чаще всего должен решать те проблемы, которые возникают в общении педагогов и детей, детей в классе, детей и родителей, педагогов и родителей. Я использую в своей работе технологии педагогики сотрудничества, личностно-ориентированные технологии, метод творческих проектов, методику коллективной деятельности. Сделав свой первый выпуск, я поняла, что наилучший воспитательный результат получается тогда, когда ты опираешься на тот успех ребенка, которого ты помогаешь ему добиться. Тогда, когда ребенок не слепо подчиняется тебе и делает то, что ты требуешь, а когда он возражает тебе, высказывает свое мнение, потому что ты – не истина в последней инстанции. Так постепенно сложились два основных принципа воспитания, которые стали для меня главными:
в каждом ребенке есть божья искра, которую необходимо высечь, чтобы развивать в нем индивидуальность;
работа по развитию индивидуальности должна идти и на уроке, и вне его.
Ребенок приходит в школу и хочет учиться, но ему надо помочь привести в соответствие желание и возможности, личный уровень притязаний и общественный статус, ему нужно создать условия для того, чтобы он хотел и мог саморазвиваться. Я беру своих детей в 5-м классе и начинаю изучать каждого, постигать его проблемы, проводить тщательную работу по диагностике. Это очень важно, как и включение каждого в коллектив с использованием методики коллективных творческих дел, позволяющей любому ученику найти точку приложения своих знаний, способностей, навыков поисково-творческой деятельности.
Шаг за шагом, переходя из класса в класс, мы выстраиваем свой коллектив, где есть система самоуправления, где на классных часах ребята высказывают свое мнение по самым разным темам. Мы проводим с ними тематические классные часы «Алкоголь и курение – влияние на организм», «Профилактика йододефицита», «Этика и культура общения», «Этика и культура письма», «День святого Валентина: история и традиции разных стран», «Встреча с профессией». Чем старше мои ребята, тем больше смещается акцент в сторону увеличения объема индивидуальной работы. Дети с удовольствием принимают участие в акциях «Забота и милосердие», «Экологические десанты», в конкурсах, проводимых в городе.
Специфика гимназии – ученическое научное общество, научно-методическая работа кафедр, индивидуальная работа специалистов высшей школы с гимназистами. Мне очень важно, чтобы каждый из учеников почувствовал вкус успеха, поднялся на новую ступень творчества, доказал окружающим свою значимость. Мы проводим научно-практические конференции, посвященные годовщинам начала освоения космоса и Луны, аварии на ЧАЭС, началу испытания ядерного оружия, научно-популярные исторические чтения, такие, как «История Российского флага, герба, гимна», «История Конституции и ее основные статьи», «60-летие Сталинградской битвы», «60-летие штурма Кенигсберга», «400-летняя история Альбертины», «Памятные даты И.Канта, Г.Гельмгольца».
В прошлом учебном году выпустила 11-й класс, который вела 7 лет. Мой нынешний выпускной класс, как мне казалось, не блистал, но я довольна, что дети сдали ЕГЭ по русскому языку блестяще (средняя оценка – 4,5), шестнадцать пятерок, всего две тройки, а одна девочка вообще получила 100 баллов. Я очень переживала за математику, ведь мои дети были гуманитариями, но они получили всего одну тройку, остальные оценки – «4» и «5». Мне кажется, что их успешность во многом обусловлена тесным сотрудничеством с коллегами-предметниками, которые с пониманием относятся к возрастным проблемам и стараются предотвратить различные конфликтные ситуации. Я думаю, совсем не случайно, что многие наши выпускники хотят стать педагогами. Предметники не давят их своим мнением, для коллег незаменима методика Сократовской беседы. Ученики, прежде чем ответить на поставленные вопросы, задают несколько предварительных, определяющих последующий общий ответ, что развивает логическое мышление. Мы постоянно взаимодействовали по цепочке «учитель-воспитатель-родитель», благодаря чему удавалось вовремя выявлять трудности, привлекать родителей к контролю за успеваемостью. Кому-то покажется странным, что я так говорю – «привлекать родителей», но это и в самом деле приходится делать. Родителей тоже нужно воспитывать, они, к сожалению, инфантильны, не чувствуют груза ответственности за своих детей, считают, что за питомцев должен отвечать кто угодно, только не они. Я всегда старалась переломить эту ситуацию, сделать родителей не только союзниками, но и активными, ответственными помощниками в воспитании наших детей. При подготовке и проведении мероприятий каждому ребенку всегда отводится своя роль, но и родителей я стремлюсь сделать заинтересованными организаторами. Они могут сделать костюмы для выступления ансамбля на празднике Дня города, помочь в проведении тематического классного часа, собрать деньги на капитальный евроремонт, приобрести мебель для классной комнаты и оборудование для гимназии, выделить средства и привезти книги в гимназическую библиотеку. Гимназия и для родителей становится вторым домом.
Из множества «я» мой класс становится своеобразным ансамблем, которому придает колорит разнообразие уникальных личностей. Я радуюсь общению с моими учениками, в то же время грущу, что настанет день, когда мы расстанемся. Но на душе спокойно оттого, что я уверена: мои дети найдут во взрослой жизни применение всем тем знаниям и умениям, которые они получили в гимназии.
Татьяна БОЖЕНКО, преподаватель физики гимназии №1, Калининград
Комментарии