Мы уже не раз писали, в том числе и на страницах «Учительской газеты-Москва», об опыте организации инклюзивного образования в нашей школе №1540. Мы рассказывали о том, как организован учебный процесс, как налажено взаимодействие учителей и специалистов для организации эффективной работы с детьми с ОВЗ. Но есть еще один очень важный аспект работы, о котором необходимо рассказать.
Ребенок с ОВЗ или инвалидностью, безусловно, испытывает определенные трудности при освоении учебного материала, почти всегда в зависимости от особенностей ребенка есть трудности в социальном взаимодействии, в коммуникации, ему бывает очень непросто найти свое место в детском социуме. При этом у каждого ребенка есть своя зона интересов, та сфера, где он успешен. У кого-то это музыка, у кого-то – программирование и робототехника, кто-то пишет свои книги, кто-то занимается изобразительным искусством. Чтобы каждый ребенок не чувствовал себя в школе неуспешным, должна быть создана насыщенная среда, предполагающая самые разные неформальные сообщества, объединенные по интересам. Тогда любой ребенок с ОВЗ сможет выбрать себе то место, где ему будет интересно, где он почувствует вкус успеха, где его успех будет виден окружающим.
Именно такая среда и создана у нас в школе. Это целая система дополнительного образования, проектной работы, социальных и волонтерских проектов. Такая среда нужна любому ребенку, в первую очередь ребенку с ОВЗ. Абсолютно все кружки у нас являются инклюзивными, в любой кружок, в любую временно создающуюся творческую или проектную группу может прийти ребенок с ОВЗ, и ему найдут там такое место и подберут такую роль, чтобы он чувствовал себя успешным. Очень важно специально создавать ситуации успеха именно в школе, там, где ребенок проводит большую часть своего времени, чтобы одноклассники видели его не только как человека, испытывающего определенные трудности, но и как человека, добившегося успеха в какой-либо области.
А для того чтобы особый ребенок раскрылся, чтобы был настоящий успех, преподавателю нужно установить с ним контакт, создать психологически безопасное пространство, не стараться его научить или тем более переучить, а поддержать и показать средства и возможности для реализации своих мыслей или выражения своих чувств.
Лия Б. учится в четвертом классе. Ее мама очень много делает для всестороннего развития и социализации девочки. Лия успешно занимается различными видами спорта: коньками, плаванием, горными лыжами, танцами. Мы стараемся найти ей место в школьных театрализованных постановках, она всегда охотно в этом участвует. Но особое место в ее жизни занимает изобразительное искусство.
Контакт с учителем возникал постепенно. В первом и втором классах девочка на уроках и кружке изо занимала скорее наблюдательную позицию, практически не общаясь ни с детьми, ни с учителем. Постепенно ситуация менялась, и к третьему классу Лия стала более коммуникабельной, с удовольствием стала делиться своими успехами, радоваться поддержке и общению.
Еще в первом классе, узнав, что Лия дома рисует, педагог предложила ей принести рисунки из дома и организовала в школе ее персональную выставку.
Учитель смогла понять и принять ее мир, тогда и Лия оказалась готова учиться тому, как работать с разнообразным материалом, как выражать себя в нем.
К настоящему времени в школе прошли уже три персональные выставки Лии (в 2017, 2018 и 2020‑м). И дети, и педагоги восприняли их очень тепло.
Диапазон ее интересов очень широк. Лия не только рисует, но и лепит, шьет, вышивает и очень любит заниматься мозаикой. Возможности для всего этого есть на кружке изо.
Знакомясь с творчеством художников, их жизнью и творчеством, Лия создает прекрасные копии с картин великих мастеров.
Лия рисует то, что ей интересно, увлечение спортом – один из таких интересов. При этом она грамотно использует знания, полученные на уроке и в кружке изобразительного искусства.
Преподаватель старается отправлять работы Лии на различные конкурсы, обо всех успехах и победах обязательно сообщают в школе, торжественно вручают ей награды.
Так выглядит список ее успехов:
1. Победитель Всероссийского конкурса детского рисунка «День Победы», 1‑е место (2020 год).
2. Призер Кубка России по художественному творчеству (2020 год), 3‑е место в номинации «Копия работы известного живописца».
3. Финалист городской артакиады по изобразительному искусству для учащихся 1-8‑х классов (2019 год).
4. Участница детских творческих выставок, которые проводились в Мосгордуме.
5. Участница Международного конкурса художественных работ «Мир ОРТ глазами детей» (2018 год).
6. Участница Кубка России по художественному творчеству (2019 год).
7. Участница Всероссийского конкурса «Моя мама лучшая на свете».
Это всего лишь один пример. На этом примере мы хотели показать, как именно можно и нужно создавать ситуации успеха для каждого особого ребенка в инклюзивном пространстве школы. Возможно, не каждый ребенок будет победителем и призером каких-нибудь конкурсов, но каждому можно подобрать что-то в сфере его интересов и способностей, чтобы он не чувствовал себя неуспешным.
А 26 марта на вебинаре для родителей, который проводил ГППЦ, мы с коллегами рассказывали о тех ребятах, которые, невзирая на РАС, то и дело поражают окружающих создаваемыми ими шедеврами и благодаря системе дополнительного образования, проектной и социальной работе успешно социализируются в современном мире.
Софья РОЗЕНБЛЮМ, методист школы №1540;
Любовь ЦЫГАНОК, учитель изо школы №1540
Комментарии