Каргапольскую начальную школу №3 на конкурс инновационных программ в рамках нацпроекта «Образование» никто не выдвигал. Она сама решила, что может претендовать на победу, и добилась ее. Что же это за школа такая и каковы слагаемые ее успеха?
В своем районе каргапольская школа уже давно стала известной, да и в Сибири о ней знают многие, но вот на областном уровне особой любовью чиновников она почему-то не пользуется. Когда учебное заведение решило участвовать в конкурсе инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование», чиновники сразу сказали директору: «Какие могут быть инновации в начальной школе?». «Хорошо, – ответила Лидия Запорощенко на это, – даже если вы выставите нам по два балла по каждому пункту и сделаете тем самым нашу победу невозможной, мы все равно будем за нее биться». Битва была нешуточной, но в результате победа пришла к тем, кто ее так жаждал, и чиновники были немало изумлены, что каргапольская начальная школа по рейтингу инновационных школ оказалась на почетном пятом месте по области. Нацпроект, конечно, школе помог, и дело не только в полученном признании и миллионе рублей, но и в том, что, как признается директор, удалось сделать то, до чего в текучке руки не доходят: подвести итоги, проанализировать сделанное за последние тринадцать лет, наметить какие-то шаги на будущее.
Выстрел «Авроры»
История этого небольшого учебного заведения в Курганской области началась еще в позапрошлом веке, когда в селе, позже ставшем поселком, работала церковно-приходская школа. Правда это или миф, но каргапольчане уверены – знаменитый выстрел «Авроры» в 1917 году сделал воспитанник той сельской школы. Получается, что даже самая маленькая школа может сказать свое слово в истории поступками и делами своих учеников. Кстати, каргапольская начальная школа всегда славилась в Курганской области неожиданными и вполне революционными решениями. Над входом в двухэтажное белое здание висит лозунг «Жизнь как постоянное учение». К этому лозунгу педагоги в классах постоянно прибавляют еще один – «Учеба как постоянный успех». Впрочем, не лозунги все это, а руководство для создания полноценной современной школы.
Без неудачников
В 1993 году педагоги решили, что отныне будут выстраивать школу без неудачников. С тех пор успеваемость всех 326 учащихся держится на уровне 100 процентов. Лакируют действительность, натягивают оценки, чтоб статистику не портить и идею не дискредитировать? Отнюдь – ищут новейшие педагогические технологии, подбирают учебные программы для каждого ребенка, используют новые подходы в развивающей деятельности, которые бы позволили каждому ученику быть и на самом деле успешным, ощутить однажды вкус победы над собой и своими трудностями и дальше добиваться успеха в каждом деле, на каждом уроке, в выполнении каждого задания.
На счету учеников школы множество побед на самых разных олимпиадах и конкурсах, ведь готовят их те, кто не только имеет высшие и первые квалификационные категории, но и использует 18 новых, самых эффективных технологий. Конечно, успешной школа не может быть без успешного директора. Как управлять успешной школой? «Быть в разных ситуациях разной: в одном случае более демократичной, в другом, когда нужно, – более авторитарной, прислушиваться к мнению коллектива и быть с ним вместе изо дня в день, заглядывать вперед, в будущее», – отвечает на такой вопрос Лидия Аркадьевна.
Каргапольские учителя – люди необычайно азартные и творческие, не случайно в их арсенале множество интеллектуальных игр, которыми они и занимаются на уроках со своими питомцами. Кстати, дети постоянно становятся советниками и помощниками педагогов, при этом они уже с первого класса понимают, что возраст и свобода неотделимы от ответственности. И ученическое самоуправление, которое (в начальной-то школе!) успешно развивается при поддержке педагогического коллектива, формирует у ребят высокое чувство ответственности за каждый шаг.
На что потратить миллион?
У каргапольских педагогов часто возникает вопрос: чему должна учить школа своих учеников? Жизни? А как? И каким должно быть такое учение? Лидия Аркадьевна и ее педагогическая команда считают, что главное в том, чтобы сделать содержание образования личностно и социально значимым, а проектную деятельность детей рассматривать не как способ обучения, а как способ подготовки творческих, думающих, самостоятельных личностей. Проект может быть, например, таким: «Как потратить миллион». Тема очень актуальная, если принять во внимание, что в рамках нацпроекта школа-победитель получила именно миллионный грант. Дети посчитали, что нужно прежде всего купить новые окна, но на это потребуется не один, а несколько миллионов. В процессе выполнения проекта ребята по-хозяйски подошли к проблеме. Чтобы воспитать заинтересованных хозяев своей школы, конечно, не нужны миллионы, но эффект такой воспитательной работы никакими миллионами не оценишь, он бесценен. Сама же школа намерена значительную часть средств потратить на повышение квалификации учителей. Причем не педагоги поедут куда-то на курсы, а к ним приедут ученые из Новосибирского института повышения квалификации и обучат их применению информационных технологий в начальном звене. «Мы были выключены из всех президентских программ, нам не давали компьютеров, интерактивных досок, видеопроекторов, – сокрушается Запорощенко. – Ну если мы на них заработали, то и поучиться нужно и всем доказать, что начальная школа может и должна грамотно использовать в учебном процессе информационные технологии». Что касается миллиона, то очень огорчилась Лидия Аркадьевна из-за того, что нельзя было потратить деньги на приобретение архиважных для школы вещей, например микрофона, ризографа, мини-типографии, оснастить методические кабинеты.
Школа на селе отличается от городской. Говорят, что у нее меньше возможностей для развития ребенка. Каргапольчане с этим не согласны: в их школе много кружков, тут и изучение иностранных языков, и художественное творчество, и многое другое, дети занимаются спортом, читают книги. После 15.00 в школу приходят ее партнеры – педагоги дополнительного образования из местной школы искусств и Дома творчества. Они помогают детям гармонично развиваться. Через дорогу, в двухстах метрах от начальной школы, еще одно здание, похожее на детский сад. Тут располагается царство предшкольной подготовки, где собираются и общаются со сверстниками будущие первоклассники, которые уже усвоили: «Школа – место, где тебя никто не может обмануть, обидеть, предать». В силу известных экономических причин детские сады были перепрофилированы, проданы, причем так произошло в последние годы не только в городах, но, как ни странно, и на селе. Сегодня детей рождается больше и появляется насущная необходимость открытия таких детских дошкольных учреждений. Демографическая ситуация для каргапольской школы обернулась недогрузкой учителей, вот тогда коллектив и решил заниматься подготовкой дошкольников к учебе, уравнять их стартовые возможности. Но ведь у детей разные способности, разный уровень развития. Как же удается раскрыть талант каждого и создать условия, когда он проявится наилучшим образом? Это педагогический секрет каргапольской начальной школы, которым, впрочем, они охотно делятся с коллегами Курганской области на различных семинарах, конференциях, мастер-классах. А Лидии Запорощенко, которая выступала как-то в Кургане с рассказом об инновационных подходах к управлению школой, Омский педагогический институт предложил написать монографию, посчитав, что такой труд будет интересен всем директорам России. Кстати, школа весьма успешно сотрудничает с учеными Сибирского отделения Российской академии образования.
Дети заканчивают каргапольскую начальную школу и продолжают учебу в средней. Судьба каждого ребенка интересна педагогам начальной школы. Они очень внимательно следят за успехами детей. Репутация школы успеха для них важна. Нужно убедиться, что все было сделано правильно. Когда одна из бывших выпускниц на едином госэкзамене получила 100 баллов, педагоги расценили это как общую победу, которая действительно началась в их начальной.
пос. Каргапольский, Курганская область
Комментарии