Хорошие традиции должны продолжаться. В Ленинградской области одной из них стало проведение финала регионального конкурса педагогического мастерства сразу в пяти номинациях: «Учитель года», «Воспитатель года», «Учитель-дефектолог года», «Библиотекарь года» и «Педагог-психолог года». В этом году лидеров образования принимал город энергетиков и нефтепереработчиков Кириши.
Конкурс проводится Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области совместно с Межрегиональной организацией Общероссийского Профсоюза образования. Оператором конкурса выступает Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО). Давая старт столь важному и значимому событию, председатель регионального Комитета общего и профессионального образования Вероника Реброва сказала, что у 69 участников будет насыщенная конкурсная программа. Кроме того, у конкурсантов и сопровождающих есть возможность посетить мастер-классы, семинары, дискуссии и культурные мероприятия.
– Конкурс – это не только путь к развитию и новым профессиональным ступеням, но и признание качества профессиональной деятельности, – подчеркнула Вероника Реброва.
Конкурсные испытания проходили в трех детских садах и в школе №3, а также во Дворце творчества имени Л.Н.Маклаковой. Конкурсанты давали открытые уроки, проводили воспитательные занятия, участвовали в дискуссиях, а педагогическая общественность города могла посмотреть трансляцию испытаний. По словам Антона Горшкова, председателя городского Комитета по образованию, для киришских педагогов это, безусловно, уникальная возможность ознакомиться с технологиями и методиками коллег из других районов Ленинградской области.
Действительно, проведение финала одновременно в пяти номинациях является удачным решением в конкурсной истории региона. По мнению заведующей отделом организации и сопровождения конкурсов и общественно значимых мероприятий ЛОИРО Екатерины Зубровой, если говорить о конкурсантах, то им предлагается полное погружение в атмосферу педагогического взаимодействия.
– Лучшие педагоги региона встречаются в одном месте, проводят несколько дней, находясь в постоянном общении, сверяют часы со своими коллегами, – поясняет Екатерина Зуброва. – Помимо прочего на конкурсе есть возможность учиться у победителей прошлых лет, причем победителей всероссийского уровня. По сути, конкурс – это реальные курсы повышения квалификации для участников. Если говорить с точки зрения членов жюри, куда в том числе входят директора образовательных учреждений, то у них есть возможность увидеть, как проходят конкурсные испытания, что нужно, для того чтобы стать победителем. Не случайно многие руководители привозят сюда будущих конкурсантов, чтобы те посмотрели, как соревнуются коллеги. Это становится отличным способом подготовки, тем более что конкурсные испытания максимально приближены к федеральному этапу. Если брать организационную составляющую конкурса, то приятно вступать во взаимодействие с районом, который принимает участников. Таким образом, участники конкурса и их сопровождающие могут погрузиться в профессиональную среду, и для всех без исключения это становится точкой роста.
С коллегой согласна участница конкурса в номинации «Учитель года», учитель информатики Сосновского центра образования Приозерского района Нина Симонова:
– Работая в своей школе, мы редко куда-то выезжаем, а конкурс дает возможность познакомиться друг с другом, увидеть приемы, технологии, услышать идеи, взять что-то на заметку. Например, я уже внесла в свою копилку интересный прием коллеги из Гатчинского района «Ложная альтернатива», когда ученикам предлагаются ответы, но все они неверные. Ребенок испытывает интеллектуальный шок, побуждающий его искать истину. Я пользовалась этим приемом, но в рамках мастер-класса поняла, как это применить более эффективно. Кроме того, я участвовала в конкурсе впервые во время пандемии, то есть дистанционно, и это не позволило прочувствовать его атмосферу. Сейчас такое приятное послевкусие после общения с коллегами, которое не может не вдохновлять!
Темы для размышления
Следует отметить, что у конкурсантов был очень плотный график. К примеру, в номинации «Учитель года» в первый конкурсный день прошли уроки и «Разговор со школьниками», и в тот же день жюри определило девятку, которой предстояло дать мастер-класс, побывать на пресс-конференции, а затем высказать свои размышления в рамках конкурсного испытания «Слово учителю».
Многие педагоги посчитали самым сложным испытанием пресс-конференцию, и это неудивительно. Вопросы, которые задавал коллегам ведущий, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2017, учитель истории, обществознания, права, экономики Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского Иван Хеорхе, были непростыми. К примеру, конкурсантам предлагалось обсудить темы, касающиеся особого подхода к талантливым детям, найти свое решение в ситуации, когда семейные ценности вступают в противоречие с ценностями, которые провозглашаются в школе. Как призналась финалистка конкурса, учитель английского языка гимназии №11 города Выборга Полина Лобанкова, на пресс-конференции учитель все-таки находится не в своей стихии, но это интересный опыт. Многие вопросы и ответы на них требуют дальнейшего осмысления, и даже после окончания конкурсного испытания остается желание подумать, поразмышлять.
Без сомнения, все конкурсанты этого года – настоящие профессионалы, считает победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2014, заместитель председателя жюри, председатель Ассоциации педагогов Ленинградской области Денис Рочев. По его словам, на конкурсе всегда ценится личность. Также важно умение выходить из сложных ситуаций, в том числе технических. Еще членов жюри порадовало, что педагоги находятся в информационном потоке, знакомы с тенденциями в образовании и в жизни страны.
По словам члена жюри в номинации «Учитель года» заслуженного учителя РФ, директора лицея №590 Красносельского района Санкт-Петербурга Алексея Каменского, оценивать коллег непросто. Здесь важно общее впечатление, потому что всегда чувствуется, кто хороший учитель, а кому еще нужно расти.
– Кто такой хороший учитель? Это философский вопрос, сродни тому, в чем смысл жизни, – говорит Алексей Каменский. – Пассионарность должна присутствовать в педагоге. А инструментальные вещи – лишь средство, умение пользоваться инструментарием приобретается с опытом. Когда-то наш петербургский педагог-новатор Евгений Николаевич Ильин в шутку называл свои уроки русского языка и литературы уроками «ильиноведения», потому что по большому счету не важно, физику ты преподаешь или биологию, ты все равно отдаешь частичку себя. Отдаешь то, что в себе ценишь, а это в тебе от бабушки, от мамы с папой, от друзей, наставников, случайных людей. Такая вот выстраивается педагогическая человеческая цепочка.
Школа – это энергетика!
На церемонии закрытия конкурса педагогического мастерства стали известны имена мастеров. Перед объявлением победителей всех участников и сопровождающих приветствовала Вероника Реброва. В частности, она назвала конкурсантов лидерами ленинградского педагогического сообщества и поздравила с тем, что в ходе конкурсных дней они сделали еще один шаг вперед в профессиональном развитии.
В свою очередь глава администрации города Кириши Олег Дмитриев заявил, что принимать мероприятие такого масштаба было очень почетно и ответственно, встречи на киришской земле останутся в памяти жителей города навсегда. В Киришах системе образования уделяется особое внимание, есть уникальный опыт работы со многими категориями детей. Поэтому конкурс – это замечательная возможность собраться вместе и обменяться успешными практиками.
По итогам испытаний победителем регионального конкурса педагогического мастерства в номинации «Учитель года» стала учитель английского языка гимназии №11 Выборга Полина Лобанкова, лауреатом – учитель биологии Большеколпанской школы Гатчинского района Юлия Коваленко.
– Для меня победа абсолютно неожиданная. У нас была очень сильная команда, и я даже не представляла, как жюри сможет сделать свой выбор! – сказала Полина Лобанкова. – Мы дружно общались, помогали друг другу, мне было очень тепло от поддержки коллег. Кроме того, мне помогали команды гимназии №11 и школы №10, весь Выборг болел, родители, ученики. А еще рядом со мной на конкурсе была мама, которая всегда находит самые нужные слова! Нашей педагогической династии уже более 100 лет, и я счастлива, что продолжаю ее.
Полина Лобанкова работает в школе шестой год. Педагог окончила Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина с красным дипломом, магистратуру в РГПУ имени А.И Герцена и уже во время обучения начала преподавать.
– У меня и мысли не возникало, чтобы после окончания обучения не пойти в школу! – подчеркивает Полина Лобанкова. – Школа – это живой организм, дети, энергетика, молодость. И я горжусь тем, что вернулась в Выборг. Я очень люблю свой город, и на конкурсе мой урок, мой мастер-класс были пропитаны любовью к малой родине.
Победу в номинации «Воспитатель года» одержала инструктор по физической культуре детского сада №15 Ломоносовского района Виктория Савчук. В номинации «Педагог-психолог года» – Инна Ушакова из детского сада №32 Выборга. В номинации «Учитель-дефектолог года» – учитель-логопед детского сада №17 Киришского района Жанна Крюкова. В номинация «Библиотекарь года» – Елена Газенкампф из гатчинской начальной школы №5.
Помимо горячих аплодисментов для победителей и лауреатов конкурса в каждой номинации приятной наградой стали премии в размере 200 тысяч рублей и 100 тысяч рублей соответственно. От Общероссийского Профсоюза образования лидеры получили сертификат на участие в летнем тренинг-лагере, который пройдет в Сочи.
Наталья АЛЕКСЮТИНА. Ленинградская область. Фото автора
Комментарии