search
main
0

Вкус к профессии. Зачастую его обретают лишь после педпрактики

Педагогическая практика – своеобразный тест на правильность выбора профессии. В педколледжах преподаватели называют ее главным стержнем обучения. Именно она дает почувствовать вкус к профессии. К сожалению, сетуют специалисты, в педагогической литературе описана она недостаточно, поэтому так важен накопленный профессионалами опыт. Надежде БЕСПЯТОВОЙ, заместителю по педагогической практике омского педагогического колледжа «Высшее педагогическое училище № 2 – начальная гимназия», есть о чем рассказать, ведь здесь апробировано более 20 видов практики. Причем каждый из них – авторский, «изобретенный» омскими педагогами.

Когда мы тестируем первокурсников, выясняется, что треть из них поступили в учебное заведение случайно. Зато после практики практически у всех появляется вкус к профессии. Практика не прекращается все шесть семестров. В педагогической литературе этот процесс прописан плохо, все отдано на откуп учебному заведению. В стандартах нет конкретных требований – какими умениями должен обладать дипломированный специалист. С одной стороны, больше творчества, с другой – нет ориентиров. Приходится разрабатывать технологию самостоятельно.

Цель самого первого практического курса определена его названием: «Введение в специальность». В создании целостного представления о будущей профессии и учебно-воспитательном процессе нам помогают школы – общеобразовательные и спортивные, детские сады, клубы по месту жительства. Для начала будущие преподаватели физкультуры, тренеры, инструкторы, спортивные педагоги дополнительного образования приходят туда на экскурсию. Давно работаем с гимназиями № 12, 26, 134, лицеем № 64. У учителей уже сложилась своя система работы с практикантами. Материальная база, конечно, нужна, но личность педагога важнее. Вера Птицына, физрук из школы № 120, работает с нашими ребятами умело, а главное – с желанием. Хотя это обычная окраинная школа, и спортзал там маловат. В гимназию № 12 к Людмиле Болдыревой нынче попросились ее выпускницы – Наташа Альтергот и Марина Пестрикова. Увидели старшеклассников – почти ровесников – другими глазами. Удивились и чуть-чуть испугались: «Разве и мы были такими?»

Первокурсники делятся на группы по шесть-восемь человек и вместе с преподавателем колледжа ходят на экскурсии, посещают уроки специалистов. Затем по опорным схемам они составляют «паспорта практиканта», протоколы наблюдений. Для этого ребятам приходится беседовать с учителями физкультуры, брать интервью у директора школы, изучать документы и программы учебного заведения. Это еще не активная работа, но уже не пассивная, начало исследовательской деятельности. В колледже каждый занимается физкультурой – физрук не должен быть теоретиком. Причем учебные группы подбираются так, что студенты представляют все виды спорта, – таким образом расширяется и сотрудничество с детско-юношескими спортшколами.

Со второго семестра начинается учебная практика по туризму и краеведению. Учитель физкультуры должен сам уметь и палатку разбить, и костер разжечь… Сначала мы изучаем все это на лекциях, семинарах. А в июле почти всем училищем выезжаем на курорт Боровое. Точнее, выходим в турпоход 1-й категории сложности, по итогам которого ребята получают 3-й спортивный разряд и звание инструктора школьного туризма. Правда, практика никем не финансируется, у колледжа денег тоже нет, но большинство ребят находит 1700 рублей для десятидневного путешествия. Впрочем, у них есть выбор – можно отправиться в поход по Омской области, маршрут которого разрабатывают наши преподаватели. Важнее званий – знания о своей Родине. Жизнь под одним небом очень сплачивает студентов и преподавателей – и те и другие отправляются в поход с удовольствием. Хотя в день нужно прошагать с тяжелыми рюкзаками не менее 150 километров. Но, например, пенсионерка Татьяна Филипповна Катагарова и сейчас шагает впереди всех. В прошлом году мы отправили в Боровое еще в мае 13 первокурсников – будущих преподавателей ОБЖ. Ребята экстремальные условия выдержали с честью, еще и в июле поехали.

Второй курс – это уже исследовательская работа в школах. Сначала студенты изучают классные коллективы и личности учащихся с помощью тестов, опросов, наблюдений, интервью. Кроме методистов им в этом помогают классные руководители. Мы регулярно отслеживаем методы диагностики – оставляем, добавляем то, что работает лучше.

Диагностика личности плавно переходит во внеучебную воспитательную работу. С детьми того же класса на основе изучения коллектива, а также воспитательной работы школы студенты организуют мероприятия. Мы рекомендуем познавательные: конкурсы, викторины, олимпиады, КВН. Тут студенты и показывают себя – даже не ожидаешь от них таких талантов. Леша Шумков, например, ныне студент Академии физкультуры, в прошлом году устроил для гимназии № 12 праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». До сих пор его вспоминают. Таню Чернову сразу же после практики пригласили на работу в школу, теперь она работает и заочно учится в университете. Впрочем, приглашают на работу наших практикантов часто. Их это радует, но чем ближе к выпуску, тем чаще студенты думают о будущей зарплате. Дима Толстов, например, все же согласился работать в школе, тем более что в Азове ему и жилье дали. Собирался поступать в аспирантуру. Но прокормить семью на три тысячи рублей не сумел. Вернулся в Омск, стал пожарным, его ценит начальство – за знания и умение общаться. Так что вряд ли его карьера будет научной.

На втором же курсе ребята пробуют себя в качестве инструкторов по физическому воспитанию. Летом едут в лагеря. Спрос на них большой: студенты «дешевле» и активнее. К этому времени мы готовимся: сначала 36 часов теоретически. Потом проводим инструктивные сборы, разделенные на три части лагерной смены: организационная, основная, заключительная. Тут ребята выполняют сразу две роли – и практикантов, и своих подопечных.

Работа в лагере – это трудное испытание. Конечно, мы регулярно ездим, проверяем, но обычно от студента руководители требуют слишком многого. Для нас он – ребенок, которого надо научить, для руководителя – сотрудник, который должен все уметь. Бывает, что расторгаем договоры. Как-то приехала, а мои мальчик с девочкой живут в одной, крошечной комнатушке вроде подсобки. Говорят, а что вы переживаете, нам все равно спать некогда. Но это и первая самостоятельная работа (ведь она в лагере не прекращается все 24 часа в сутки). И первый заработок, что немаловажно. За смену практикант получает около 2000 рублей – по сравнению со стипендией, просто огромная сумма. Иногда выясняется, что адаптироваться ребенок не может. В учебе – первый, а в лагере – не получается. Но чаще наоборот. Костю Овсянкина я, например, не узнала – был тихий, средненький мальчик, а стал звездой.

Естественно, осенью проводим «разбор полетов». Лучшим позволяем работать в круглогодичных лагерях отдыха, если это не мешает учебе.

Первые пробные уроки начинаются на третьем курсе. Ребята идут в те же учебные заведения, в которых были на экскурсиях. Один день в неделю – школьный. Готовятся к урокам они вместе с педагогами, советуются с психологом, консультируются с методистами. Конспекты уроков обязательно рассматриваются и заверяются. За ходом занятий наблюдает целая группа – учителя, преподаватели, методисты. Для физкультуры основной критерий – плотность урока. Идеала студенты не достигают, обычно держась на уровне 85-90 процентов – сказывается неумение держать дисциплину.

Преддипломная квалификационная практика – самая главная. Длится она пять недель в закрепленной школе. Правда, бывает, что, посидев в учительской подольше, студенты теряют желание работать в школе. Романтизм проходит, остаются будни. Правда, профиль обычно выпускники не меняют. Думаю, была возможность – пошли бы в школу с удовольствием.

Традиционная пятибалльная система для оценки практики нас не устраивала. Слишком это многогранный процесс. Поэтому адаптировали рейтинговую систему. Теперь каждый вид деятельности имеет свою цену. Например, пробный урок раскладывается не просто по минутам – по движениям. Умение невербально общаться очень важно для физрука, поэтому оценивается каждый жест. Это позволяет студентам четко понять, что требуется исправить. Это не арифметика, а карта самоанализа и роста.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте