search
main
0

Вкус и послевкусие. Пойдут ли студенты в школу?

В 1992 году автор этих строк окончила Новгородский государственный педагогический институт. Ныне такого учебного заведения не существует – будущих учителей в Великом Новгороде готовит Институт непрерывного педагогического образования, входящий в структуру Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Ностальгически вспоминая в начале осени свою первую педагогическую практику, я захотела узнать, как сейчас студенты знакомятся со школой? Помогла мне окунуться в прошлое и узнать о настоящем Людмила ГОРИНА, заведующая педагогической практикой НовГУ.

Отличается ли нынешняя педпрактика от модели минувших лет? Судите сами. В прошлом в педагогическом институте существовала непрерывная педпрактика, которая включала в себя учебно-ознакомительную практику на младших курсах, обязательную летнюю педагогическую практику и производственно-педагогическую практику на старших курсах. Сейчас в основном студенты проходят педпрактику на 4 и 5-м курсах. Исключение составляет специальность «педагогика и методика начального образования» – будущие учителя начальных классов окунаются в школьную жизнь начиная с первого курса. Летняя практика осталась только для учителей иностранных языков. Студенты сетуют на то, что маловато часов выделено на то, чтобы они попробовали себя в будущей профессии, мол, только вошли во вкус, с азартом ведут уроки, а практика уже заканчивается! Мое мнение – при системе непрерывной педпрактики студенты лучше знали школу, и интерес к педагогической профессии у них был сильнее.

В течение учебного года свыше тысячи студентов НовГУ проходят практику в различных образовательных учреждениях, и не только в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, но и в детских садах, психологических центрах. Педагогическая практика обязательна как для будущих преподавателей различных школьных предметов, так и для студентов психолого-педагогического факультета, обучающихся по специальностям «психология», «спецпсихология», «дошкольная педагогика и психология». Студенты проходят практику у учителей высшей категории, организаторы практики стараются учитывать профиль образовательного учреждения. Администрации учебных заведений радушно принимают наших студентов, еще не было случая, чтобы нам отказали в базе для прохождения практики. К сожалению, в отличие от прошлых лет дополнительный труд по руководству педпрактикой оплачивается только учителям-предметникам – ни классные руководители, ни администрация школы не получают денег за свою работу, которую они, как и раньше, продолжают добросовестно вести со студентами.

Каковы особенности педпрактики последних лет? Студенты многому стараются научиться у школьных преподавателей, но при этом и сами пытаются создать нечто новое, пробуя нетрадиционные формы уроков, применяя игровые методы. Можно сказать, что практика является экспериментальной площадкой для проверки педагогических идей; здесь собирают материал для курсовых, дипломных работ.

Появившаяся в последние годы новинка – совмещение учебы студентов с их работой в образовательных учреждениях. Это положительный опыт, который влияет в том числе и на уровень практики старшекурсников. Интересен опыт совместной работы некоторых наших кафедр со школами. Так, кафедра изобразительного искусства постоянно поддерживает связь с учителями изо. Учителя участвуют в Днях науки НовГУ, совместных мероприятиях, таких как выставки студентов, преподавателей, школьников, проводят открытые уроки для студентов перед педагогической практикой и во время нее, участвуют в рецензировании дипломных работ.

Самая главная задача педпрактики, на мой взгляд, – это возможность убедиться в правильном выборе жизненного пути и почувствовать вкус к будущей профессии. Многие студенты, побывав на практике, говорят, что им нравится работать с детьми. Но на вопрос, пойдут ли они работать в школу после окончания вуза, отвечают отрицательно. Это еще одна проблема сегодняшнего дня, связанная со многими причинами…

Студент во время педагогической практики не только получает возможность адаптироваться в профессиональной среде, но и сталкивается с различными психологическими ситуациями, учится самостоятельно их разрешать, общаться с людьми. Как бы ни сложилась судьба выпускника вуза, эти качества всегда пригодятся ему в жизни.

Великий Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте