Сколько же детей на самом деле не ходят в школу?
Выяснением этого вопроса всерьез занялось Министерство общего и профессионального образования. Дело в том, что последнее время многие газеты, включая “УГ”, публиковали цифру – 1,5 миллиона. Ее регулярно приводил и бывший министр образования Евгений Ткаченко. Эта цифра была взята из доклада Генеральной прокуратуры. Но, как считает сейчас министерство, в подходах к вычислению количества детей, не охваченных обучением, разные ведомства используют разные методики подсчета.
По оперативной информации Минобразования, полученной из 47 регионов, отчисление учащихся из общеобразовательных школ в 1995-1996 учебном году составило 0,11% от общего числа учащихся, что составляет 26,7 тысячи человек в возрасте до 18 лет по всей России. Правда, эта цифра не учитывает учреждения профессионального образования. Похожие цифры получаются и у Госкомстата РФ.
К тому же нужно учитывать, что идет и обратный процесс – возвращение детей в школы. Плюс к этому непосещающие школу дети могут пользоваться другими формами обучения.
Сироты в банке
В Белоруссии создан банк данных на детей, оставшихся без родительской опеки. Об этом сообщил начальник управления охраны детства Министерства образования республики Станислав Бубин.
По его словам, в данный “банк” внесены сведения на 321 ребенка. Создание названного банка начальник управления обьяснил “стремлением государства упорядочить процедуру усыновления белорусских детей иностранными гражданами”. По словам начальника управления, на усыновление иностранным гражданам в первую очередь могут передаваться больные дети, дети из загрязненных в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС территорий, дети с недостатками физического или умственного развития.
Свет из студенческого кармана
Возможно, что вскоре коммунальные услуги Новосибирского государственного технического университета будут оплачиваться за счет студентов.
Как заявил проректор НГТУ по научной работе Юрий Афанасьев, сбор денег со студентов – единственный способ для университета рассчитаться с существующими долгами по коммунальным платежам. Предполагается, что за коммунальные услуги университета каждому студенту придется выложить в год по 1 млн. рублей.
Наркотик по цене йогурта
Наркологическая ситуация в стране становится угрожающей. Так оценил ситуацию заместитель министра здравоохранения Александр Царегородцев в своем выступлении на пресс-конференции. По его мнению, злоупотребление наркотиками и их оборот являются одной из важнейших социальных проблем.
По мнению ведущих российских наркологов, самая страшная тенденция последних лет – активное вовлечение подростков в наркотическую зависимость. Сильнее остальных страдают подростки 12-14 лет.
Причин роста наркомании много, в том числе чрезвычайно низкая цена наркотика. Разовая кустарно изготовленная доза стоит не дороже баночки йогурта. Наркотики становятся доступными даже малообеспеченным слоям населения.
Андрей ЕМЕЛИН,
Агентство социальной информации,
агентство Интерфакс-Евразия
география протеста
“В приобретении хлеба отказано!”
“Уважаемая редакция “Учительской газеты”, обращается к вам коллектив учителей и работников средней школы…”
Каждый день редакционная почта приносит нам десятки писем, начинающихся с этих слов. И каждое из них кричит о нищенском, унизительном положении учителей, которые “вынуждены бастовать”, потому что единственное утешение, которое они слышат от властей, это – “денег нет и не будет, выходите на работу. А как мы можем работать, если голова думает об одном: чем накормить своих детей” (из письма коллектива Ермовской средней школы Вятско-Полянского района Кировской области).
Учителям уже даже ничего не обещают: “Нам открыто заявлено, что зарплата не будет выплачена за 1996 год и даже за 9 месяцев 1997 года. Администрация района не берет на себя ответственность принять какое-либо решение, чтобы облегчить наше положение. Нам предоставлено право самим выбирать – работать дальше, заранее зная, что мы не будем получать зарплату, или уходить с работы по собственному желанию (из письма учителей Турочакской средней школы Республики Алтай).
Даже те редкие попытки властей хоть как-то спасти учителей от голодной смерти не могут вызвать ничего, кроме горькой усмешки: “Попытка погасить задолженность товарами и продуктами принесла мало сдвигов, так как предложенный ассортимент был весьма ограничен, не включал предметов первой необходимости, предлагались некачественные продукты. В приобретении хлеба отказано!” (из письма работников Предвинской средней школы Большемуртинского района Красноярского края).
Проблемы учителей не могут не отразиться прежде всего на детях. “Вместе с нами страдают наши собственные дети. Их не на что одеть, обуть, накормить. Нам больно смотреть на наших учеников… Их не кормят, не выдают смехотворную стипендию в размере 40 рублей в месяц, обмундирование и одежду, а так как они – учащиеся ПТУ и согласно законам должны находиться на полном государственном обеспечении, то родители не получают пособие на детей” (из письма коллектива ПТУ-21 Заволжска Ивановской области).
Такие письма, молящие о помощи, требующие призвать к ответу власти, мы получили от учителей 3-й школы Лесозаводска Приморского края, Ботвиньевской основной школы Одоевского района Тульской области, работников народного образования города Зимы Иркутской области, Усть-Кута Иркутской области, учителей села Белавка Воротынского района Горьковской области. И, к сожалению, можно точно сказать, что завтра в редакцию придут снова десятки писем учителей, которым “в приобретении хлеба отказано”…
Наталья ДАНКОВЦЕВА
Требования остаются прежними
Сахалин
По данным областного совета профсоюзов, более двух тысяч работников народного образования области поддержали всероссийскую забастовку учителей. Задолженность по зарплате сахалинским педагогам достигла 48 млрд. рублей.
В Поронайске эта акция приняла хронический характер: она началась несколько раньше других и затянулась на целый месяц — с 9 декабря по 9 января. Все это время школьники Поронайска находились на вынужденных каникулах! Пять педагогов во главе с начальником городского отдела образования обьявили голодовку. После встречи с мэром Поронайска, который пообещал до 20 января выдать зарплату за октябрь и составить график погашения задолженности, забастовка была временно приостановлена. Но если выдвинутые требования не будут выполнены, поронайские педагоги грозят вновь прекратить занятия в школах.
Лидеры российских профсоюзов потребовали от правительства до 1 марта выполнить требования, выдвинутые акцией протеста. В противном случае решено “в полном обьеме провести однодневную забастовку 27 марта 1997 г. с выражением недоверия Правительству Российской Федерации”.
Бурятия
4 февраля учителя провели пикетирование здания мэрии г. Северобайкальска в Бурятии.
По словам председателя стачкома учителей Сергея Черняка, педагоги, к которым вскоре могут присоединиться и другие бюджетники города, требуют полного погашения всей задолженности по заработной плате и компенсациям, которые они не получают уже полгода.
Сергей Черняк сообщил, что мэрия Северобайкальска пообещала учителям в ближайшее время изыскать 500 млн. рублей на выплату им заработной платы, однако этой суммой можно будет погасить задолженность только за один месяц.
Екатеринбург
Около тысячи учителей из 26 педагогических коллективов Свердловской области продолжили бессрочные забастовки с требованием выплаты зарплаты. Как сообщили в обкоме профсоюзов работников народного образования, бастуют школы в Пышминском, Слободо-Туринском, Алапаевском районах, а также в городах Серов и Кировград.
Педагоги в качестве условия прекращения забастовки потребовали встречи с губернатором Эдуардом Росселем и направили ему соответствующее обращение. Однако, как сообщили профсоюзные лидеры, встреча с губернатором до сих пор даже не запланирована.
Учителя требуют погасить долги муниципальным учреждениям народного образования, которые на начало года составили в Свердловской области 104,2 млрд. рублей.
Биробиджан
На прошлой неделе начали забастовку учителя двух школ села Амурзет – административного центра Октябрьского района Еврейской автономной области. Утром педагоги пришли на свои рабочие места, но занятия не начались. Школьники, у которых завершились вызванные эпидемией гриппа вынужденные каникулы, вновь распущены по домам.
Как сообщила председатель областного комитета профсоюза работников народного образования Нина Немченко, учителя Амурзета добиваются выплаты заработной платы за ноябрь, декабрь и январь.
По словам Н.Немченко, задолженность по зарплате учителям ЕАО составляет в настоящее время примерно 6 млрд. рублей.
По информации информагентств “Восток” и “Интерфакс-Евразия”
мы и мир
За шесть дней можно успеть открыть один институт и три кафедры
9 февраля в Россию приехал генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. В результате этой шестидневной поездки под эгидой ЮНЕСКО должны открыться один институт и три кафедры. Надо заметить, что слова “кафедра” и “институт” не следует понимать в нашем привычном смысле. Это, скорее, своеобразные научные центры – для обмена информацией и организации обмена учеными и студентами.
Первым открытием был Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в Москве. В тот же день, 10 февраля, Федерико Майор встретился с деятелями образования, науки и культуры, а также присутствовал на открытии в РГГУ кафедры ЮНЕСКО по культуре мира. Сегодня, 11 февраля, Федерико Майор должен встретиться с представителями российских военных кругов и обсудить возможность создания кафедры ЮНЕСКО по гуманитаризации военного образования и конверсии в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского. Кроме того, предполагается, что он посетит Институт молодежи.
Затем, 12 февраля, генеральный директор ЮНЕСКО планирует отправиться в Новосибирск, где состоится открытие кафедры ЮНЕСКО по социальным, правовым и экологическим аспектам устойчивого развития на базе НГУ и Сибирского отделения РАН. Также Федерико Майор примет участие в региональном семинаре учителей.
На 13 февраля в плане значатся поездка в Нижний Тагил и посещение там ассоциированной школы ЮНЕСКО, в которой состоится встреча с преподавателями и учащимися. В тот же день он посетит Екатеринбург, где примет участие в семинаре “Роль учителей в меняющемся мире”.
14 февраля после встречи с журналистами генеральный директор ЮНЕСКО покинет Россию.
12 февраля “Учительская газета” проводит “круглый стол” “Образование для XXI века”, в котором примет участие заместитель Майора Колин Пауэр.
Надо отметить, что официальный визит в нашу страну Федерико Майора проходит в рамках “Дней ЮНЕСКО в России”, которые по решению Правительства РФ проводятся с конца января по февраль этого года. Подобная акция в одном из государств ЮНЕСКО организуется впервые.
Лилия ГОЛДУН
Мнение России дороже денег
Впервые в этом году Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО собралась в обновленном составе. Новым ее членом стал и главный редактор “Учительской газеты” Петр Положевец. Общее собрание состоялось 5 февраля в московском Доме дружбы.
Выступающими было отмечено, что в направлениях работы комиссии отсутствуют аспекты защиты прав человека, также недостаточное внимание уделено культурному наследию страны. Возникли сомнения и в ряде назначений на должности руководителей комитетов и рабочих органов комиссии. Председателем было решено оставить все как есть до следующей встречи и уже тогда не только ввести в работу новые направления, но и назначить их руководителей.
Не один год ЮНЕСКО осуществляет свои проекты в России. По словам председателя комиссии Виктора Илюшина, “Россия через ЮНЕСКО отдает свой интеллектуальный потенциал на службу всему человечеству и одновременно обогащает себя мировым опытом”.
На замечание о немалых задолженностях нашей страны ЮНЕСКО постоянный представитель РФ в ЮНЕСКО М.А.Федотов сказал примерно так: к мнению России в ЮНЕСКО прислушиваются, Федерико Майор понимает обьективные причины наших задолженностей. Когда генеральному директору внушали, что Россия не будет больше платить, он сказал, что, даже если Россия не заплатит ни одного доллара, она останется главным столпом в ЮНЕСКО благодаря своему опыту и богатейшему потенциалу.
В этом году 29-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО примет программу и бюджет на следующее двухлетие. Одним из пожеланий выступающих было проявить инициативу и предложить ЮНЕСКО накануне XXI века новые перспективные проекты на ближайшие несколько лет.
Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ
Комментарии