10-я Международная олимпиада по основам наук состоялась в столице Чехии – городе Праге. Россию представляли делегации из 12 регионов, а Краснодарский край – школа №11 и гимназия №14 города Ейска. Ребята прошли отбор на нескольких этапах – школьном, региональном и всероссийском.
Брест. Прикосновение к подвигуПуть к столице олимпиады пролегал через легендарный город-герой Брест. Первым делом вся наша делегация посетила Брестскую крепость – одно из красивейших мест Беларуси. Крепость вошла в мировую историю благодаря Брестскому миру, а позднее, в июне-июле 1941 года, благодаря легендарному подвигу Брестского гарнизона.Мы прошли мимо старых стен казарм и казематов, которые хранят память о судьбах рядовых и офицеров, об их женах и детях. Не могли обойти стороной и восстановленный Свято-Николаевский собор, в котором после долгих лет восстановления совершаются богослужения. Город Брест покорил нас своей абсолютной чистотой и гостеприимством. Прага. Старый городНочь в автобусе, несколько остановок в Польше, и мы прибыли на место проведения олимпиады. Первый же культурный выход состоялся в Старый город. Нам сразу полюбились узкие улицы, которые вели к центральной площади. Особенно привлек Пражский Орлой с апостолами, календарем и готическим эркером.И вот мы проходим по Карлову мосту, который заложил Карл IV. На мосту выступают артисты и мимы, тут же мастера изготавливают различные безделушки, многолюдно у памятников, где блестят бронзой потертые части. Горожане загадывают желания. Не обошли это место стороной и мы, ведь впереди олимпиада.Недалеко от Карлова моста в одном из храмов при Пражском университете в день прибытия проходит открытие олимпиады. Как оказывается, у нас много соперников из России: большие команды из Оренбурга, Владивостока, ХМАО, ЯНАО, традиционно сильные сборные из Брянской области и Хабаровска. Есть команды из ближнего зарубежья – Украины, Казахстана, Узбекистана… Конечно, из Европы, например Чехии и Турции. Волнение нарастает. Перед нами выступают организаторы олимпиады и ее основатель директор Уральского Дома учителя Виктор Сырцов.ОлимпиадаВсю ночь готовились к олимпиаде. И вот знакомство с пражской школой. Милая госпожа директор встретила нас у входа. Мы обменялись сувенирами со сверстниками из Чехии, попытались завести диалог, получилось, ведь и в Праге есть наши люди. Да и учитель русского языка в пражской школе неплохо говорит по-нашему.И вот кульминация. Мы в аудитории, нам принесли задания. Все начали работу. Как это обычно бывает, не обошлось без курьезов. Шестикласснику досталось задание за девятый класс, а физику перепутали с английским языком. 90 минут пробежали быстро, задания были необычными, тестовые задачи переплетались с логическими, интеллектуальные с поисковыми. Одних знаний оказалось недостаточно, нужно было включить интуицию и другие способности. Образование в ЧехииНам повезло, что мы попали в школу, в которой обучаются девочки – выходцы из России и Украины, которые рассказали нам о том, как устроено среднее образование в Чехии. 9-летнее неполное среднее образование в Чехии является базовым (zakladni skola или narodni skola) и обязательным. Оно состоит из двух стадий: начального образования продолжительностью 5 лет (1-5-й классы) и неполного среднего продолжительностью 4 года (6-9-й классы). Стадию неполного среднего образования можно пройти не только в базовых школах, но и в гимназиях – школах с полным средним образованием. В первый класс принимаются дети, достигшие возраста 6 лет. Система оценки знаний в Чехии прямо противоположна принятой в странах СНГ.Уровень знания в чешских школах оценивается следующим образом:1 – vyborni («отлично»),2 – chvalitebny («достойный похвалы»),3 – dobry («хороший» или «пригодный»),4 – dostatecny («достаточный» или «удовлетворительный»),5 – nedostatecny («недостаточный» или «неудовлетворительный»).Учителей в школе называют «господин учитель» или «госпожа учительница». Отношения более чем демократичные. Школьной формы нет, так как считается, что на ее закупку требуется больше денег (школьная форма внедрена только в элитных гимназиях и лицеях, в основном частных). В школе по желанию ученики изучают русский язык. После 5-го и 9-го класса обязательные экзамены: чешский язык, математика и английский язык.Если ученик «пятерочник», то есть у него неудовлетворительные знания по предметам, он остается на второй год. После чего его переводят в специализированные школы. Прогульщиков в школе нет. За этим строго следят социальные службы. Если ученик пропустил более 10% уроков в месяц без уважительной причины, родители наказываются крупным штрафом в размере 2000 крон (около 4000 рублей). Питание в школе организовано за счет родителей, стоимость зависит от возраста и составляет от 30 до 50 крон в день (60-100 рублей). Если ребенок проживает рядом со школой, то родители могут кормить его дома. Для этих целей создан особый режим дня. Учебный день делится на две части: утром 5 уроков, затем с часу до трех перерыв, после обеда еще два урока.Обучение по программе 9-летней базовой школы предполагает получение общих знаний, на основе которых можно продолжить обучение в учебных заведениях самостоятельно. Большинство выпускников базовых школ поступают в учебные заведения полного среднего образования, и лишь немногие приступают к трудовой деятельности.Итоги Экскурсия в Пражский град отвлекла нас от мыслей об олимпиаде. А еще мы побывали в Вене, столице Австрии.На итоговое мероприятие пришли ведущие ученые Праги, были официальные лица из России. Каждому участнику вручили памятные доски участников юбилейной олимпиады. Лев Дедешко и Дарья Антипович, ученики 5-го класса гимназии №14 Ейска, показали наивысший результат по русскому языку, заняв 1-е место, Мария Заблоцкая, ученица 7-го класса средней школы №11 Ейска, заняла 2-е место. Победителям и призерам были вручены эксклюзивные подарки, специально подготовленные к олимпиаде, – колокольчики, инкрустированные камнями граната.После апелляции победителями и призерами также стали ученики средней школы №11 Ейска – семиклассницы Ольга Тихонова и Анастасия Сорокина (1-е место), восьмиклассница Юлия Минюкова (2-е место по физике), шестиклассник Даниил Матерновский (3-е место по русскому языку), ученики гимназии №14 Ейска – восьмиклассница Валерия Низоля (2-е место по химии), восьмиклассница Ирина Климова (2-е место по английскому языку).Андрей СЕМКЕ, учитель физики, заслуженный учитель Кубани, редакция школьной газеты «ПедстветиК», средняя школа №11 Ейска, Краснодарский край
Комментарии