Руководитель областного Новгородского института развития образования Владимир Николаевич АВЕРКИН продолжает начатую на страницах «Учительской газеты» в середине марта 2013 года дискуссию о развитии физической культуры и спорта. Она развернулась, после того как Президент РФ Владимир Путин озвучил идею возрождения системы ГТО в новом формате. Мнение Владимира Аверкина показалось нам нестандартным и интересным…
– Владимир Николаевич, вы считаете, что российская система физкультурно-спортивного образования учащихся на современном этапе буксует…- Это, по сути, прежняя система образования, которая была эффективна в определенных исторических условиях. В новых условиях, как выясняется, она не работает. Поэтому физическая подготовленность современного школьника и вызывает беспокойство. Но чтобы рекомендовать новое, необходимо проанализировать имеющийся опыт. Итак, Советский Союз, школа, ГТО. Те, кому сорок и более лет, очень хорошо помнят то время. Азарт, желание победить, и не просто победить, а быть лучше всех – это было присуще практически всем без исключения! Но все это, к сожалению, ушло в прошлое.- Почему, на ваш взгляд?- В основе этой системы лежала моральная мотивация. Только ее сила крутила все механизмы. Но и эта сила исчезла, когда вручение значков ГТО приобрело массовый характер. «Золотые» и «серебряные» значки стали не вручаться, а раздаваться. Чиновники, отвечающие за развитие физической культуры, могли успешно отчитываться, но доступность знака отличия сделала его малопривлекательным. Кроме того, отсутствовал контроль достоверности результатов. Но главная причина – слабая мотивация у учителя, у тренера. Мне кажется, что сейчас существует опасность переноса этих ошибок на «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры».Президент страны Владимир Путин призывает к возрождению в новом формате системы ГТО, обращает внимание на необходимость модернизации старых и строительства новых спортивных залов и сооружений, настаивает на привлечении к занятиям спортом и физической культурой максимально возможного количества учащихся. Но учтут ли те, кто будет реализовывать эти инициативы, ошибки прошлого? Не будет ли задача разработки эффективного мотивационного механизма, учитывающего современные социально-экономические реалии, заменена попытками реанимировать устаревшие методы управления? – Какие меры вы предлагаете, чтобы изменить ситуацию?- Прежде всего нужно использовать возможности измерения и оценки. В сфере физического воспитания эффективны тесты для оценки уровня физической подготовленности учащихся. Соответствующий опыт к настоящему времени накоплен в рамках реализации программы «Президентские состязания».Тестирование уровня физической подготовленности учащихся по этой программе проводится ежегодно по одним и тем же тестовым упражнениям в начале и в конце учебного года. Таким образом обеспечивается возможность анализа динамики физических качеств каждого школьника в течение года и за несколько лет.Использование единых тестовых упражнений позволяет сравнивать результаты в параллели классов. Результат каждого школьника может быть сопоставлен с минимальным, максимальным и средним результатами, показанными учащимися определенной параллели. При этом возможно сравнение как по всему комплексу тестовых заданий, так и по отдельным упражнениям.Однако проблема в том, что пока данный механизм не предусматривает поощрения наиболее успешно работающих учителей. Не установлена зависимость оплаты труда преподавателя физической культуры от результатов работы. Действует принцип равной оплаты за разный по уровню эффективности труд. Между тем в Новгородской области уже много лет успешно реализуется программа, позволяющая оценить не только физическое развитие учащегося, но и дать оценку работы в этом направлении целого муниципалитета.- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом опыте.- Еще в 2002 году было принято постановление администрации Новгородской области, утверждающее порядок проведения ежегодного областного смотра-конкурса по оценке уровня развития физического воспитания учащихся. В ходе смотра-конкурса решались следующие задачи: выявление органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, педагогов, добившихся значительных результатов в области физического воспитания учащихся, трансляция их опыта, выявление одаренных детей и целенаправленная работа с ними, воспитание у подрастающего поколения мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Награждение победителей осуществляла администрация области. Для каждой группы муниципальных образований были учреждены дипломы, а также денежные премии за первое, второе и третье места.Наша область первой применила принцип – тесты должны сдавать все учащиеся класса. Даже дети, которые освобождены от занятий физической культурой, и те сдают тесты, которые им не противопоказаны врачами. Какова же была радость тех ребят, которые никогда не привлекались к сдаче тестов и вдруг им дали возможность принести хоть малую часть очков в общую копилку класса!Отдельным пунктом стоят мотивация и стимулирование учителей физической культуры области. Причем надбавку стали получать не только учителя физической культуры, но и классные руководители и администрация образовательного учреждения. Чтобы представить данный опыт даже в краткой форме, необходимо прежде сделать небольшой экскурс в технологию формирования стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений, за счет которого осуществляется материальное поощрение педагогов, в том числе и учителей физической культуры.Размер указанного фонда определяется следующими двумя факторами:- среднегодовое число обучающихся в школе;- уровень результативности деятельности школы.Чем выше у школы уровень результативности, тем больше ей выделяется средств на стимулирование труда педагогов в расчете на одного обучающегося.Для определения результативности установлена система показателей, рассчитываемых по следующей формуле: Ирч = (Ам – Амин) / (Амакс – Амин),где:Ирч – значение уровня результативности деятельности по конкретному показателю;Ам – значение показателя школы за отчетный год;Амин – минимальное значение показателя по школам за отчетный год;Амакс – максимальное значение показателя по школам за отчетный год.Для расчета результативности деятельности школы в сфере физического воспитания используются данные весеннего тестирования, проводимого в рамках школьного этапа «Президентских состязаний».Получая средства на поощрение педагогов в зависимости от суммы набранных баллов, образовательные учреждения далее распределяют их между педагогами в соответствии с принятыми в них положениями о стимулирующих надбавках педагогическим работникам. Учитель физической культуры получает надбавку за каждый класс, имеющий уровень физической подготовленности по итогам весеннего тестирования, равный или выше среднего по области.С позиции государства можно говорить о том, что оно «покупает» результат труда учителя. Отношения между ними приобретают форму отношений между заказчиком и исполнителем работ.- Необычное мнение! – В данном случае это не просто образные выражения. Напомню, что с 1 января 2009 года Бюджетным кодексом введено планирование бюджетных ассигнований на основе задания учредителя. При этом такое задание должно содержать показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных или муниципальных услуг (выполняемых работ).Эту эффективную систему стимулирования можно внедрить в масштабах всей страны, чтобы в высоких результатах материально заинтересованы были все – от учителя физической культуры до чиновника, отвечающего за развитие физкультуры и спорта. Для этого я предлагаю составить рейтинг субъектов РФ по результатам тестов и, исходя из места в рейтинге, выделять дополнительные средства. Лучшим учащимся, классам и целым школам вручать отличительные знаки за достигнутые успехи. Правительству РФ проводить ежегодное открытое совещание по результатам «Президентских состязаний» и «Президентских игр». Установить единые показатели физического развития школьников как в рамках ФГОС, так и в «Президентском тестировании». Тогда результаты не заставят себя долго ждать.- Владимир Николаевич, а как улучшить материальное обеспечение школ, чтобы добиться таких высоких результатов?- Школам в первую очередь нужны новые спортзалы. Известны случаи, когда в спортивных залах больших школ могут заниматься по два, а то и по три класса одновременно. Эту ситуацию усугубило введение третьего урока физической культуры, что само по себе является хорошей идеей, но, увы, места для занятий детям катастрофически не хватает. Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в стране – это дело, безусловно, важное и нужное для развития спорта, но гораздо больший эффект дадут пристраиваемые к уже имеющимся в школах дополнительные спортивные залы. Сегодня у Министерства спорта и Министерства образования и науки РФ есть уникальная возможность создать современную систему физического развития и здоровьесбережения подрастающего поколения путем построения эффективной системы стимулирования и мотивации всех участников образовательного процесса. Решить на долгие годы вперед вопрос с обеспечением образовательных учреждений спортивными залами, привлечь молодых специалистов в школы, обеспечить надежную платформу для развития спорта высоких достижений. И все это должно быть отражено в новом эффективном трудовом контракте для всей вертикали власти от учителя до руководителей образования и спорта РФ. Открытость и мониторинг результатов физического развития субъектов позволят более эффективно реализовывать федеральные целевые программы по достижению запланированных результатов, аккумулировать лучший опыт субъектов нашей страны.Великий Новгород, фото автора
Комментарии