Образование – огромная отрасль, очень чувствительная, жизненно важная сфера, поэтому для нас важно обеспечить возможность каждому юному москвичу получить доступное и качественное образование в любой школе округа.
Один из важнейших факторов, определяющих успех любого преобразования в социальной или экономической сфере, – доверие жителей к этим преобразованиям. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов. На протяжении 2 лет мы анализируем результаты мониторинговых исследований по удовлетворенности москвичей качеством работы образовательных организаций, рост уровня удовлетворенности по различным аспектам сферы образования свидетельствует о признании горожанами успехов деятельности Правительства Москвы.Всего на территории ВАО работают 117 образовательных организаций с общим контингентом 159 тысяч человек, из них 48 тысяч дошкольников, более 100 тысяч школьников и 11 тысяч студентов. У жителей округа появились новые возможности для получения качественного образования детей, обеспечивающего их социальный лифт и жизненную успешность, например, в образовательных комплексах округа старшеклассникам с 1 сентября 2014 года предложено образование по 3 и более профилям.У объединившихся учреждений появились дополнительные возможности для достижения высокой результативности в своей работе. Крупная школа – это наиболее оптимальная модель образовательной организации, которая обеспечивает жителям района широкий спектр услуг, это образовательная система, в которой формируют позитивный социальный опыт и развивают способности каждого ребенка.В настоящее время достигнуты высокие результаты, которые свидетельствуют об эффективности изменений, произошедших в системе образования за последние 4 года. Причиной этих результатов стало создание необходимых материально-технических, финансовых и организационных условий для реализации образовательного и воспитательного процессов. В соответствии с постановлением Правительства Москвы №86-ПП от 22.03.2011 г. школы стали получать финансирование по одинаковым нормативам в виде субсидии на каждого ученика. Общий бюджет школы стал зависеть только от количества детей, а не от статуса образовательного учреждения. Введенное нормативно-подушевое финансирование привело к достижению значительных результатов. Итоги Всероссийской олимпиады школьников показали, что 30% призеров и победителей – это москвичи, что, безусловно, говорит о ежегодном повышении качества общего образования в Москве. В 2014 году в округе число победителей и призеров на региональном уровне увеличилось по сравнению с прошлым годом на 30 человек и составляет 236 обучающихся, в 1,5 раза увеличилось количество победителей и призеров заключительного этапа олимпиады и составило 21 человек. Главная причина высоких результатов олимпиады – предоставление возможности каждому ученику принять участие в олимпиаде по любому предмету. Каждый ребенок талантлив, добьется ли он успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс реализовать себя.Еще одной причиной стало более эффективное использование потенциала педагогов в крупных образовательных комплексах. Что особенно важно: в округе нет ни одного района, в котором не было бы призера или победителя олимпиады, а это еще раз говорит о том, что работа с одаренными детьми идет в шаговой доступности.С 2010 года выросла доля выпускников, набравших 220 и более баллов по итогам сдачи единого государственного экзамена по 3 предметам с 14% до 19%. По сравнению с 2010 годом почти в 6 раз сократилось количество правонарушений, совершенных подростками. Школа заинтересовалась этими детьми, стала искать новые подходы к их обучению и воспитанию. Таким образом, нормативно-подушевое финансирование привело к тому, что если раньше условия семье определяла школа, то теперь каждая московская семья определяет школе различные задачи, а школа меняется исходя из интересов и запросов семей.Обеспечение доступности дошкольного образования – одна из ключевых задач последних лет. За прошедшие 3 года в 10 районах округа открыто 21 дошкольное отделение на 3,5 тысячи мест. Положительная динамика прослеживается в открытии семейных детских садов, что позволяет не только предоставить услугу по дошкольному образованию, но и дает возможность работать многодетным родителям. 215 малышей в возрасте от 2,5 месяца до 7 лет воспитывают в 61 семейном детском саду, еще 3 года назад семейных детских садов в округе было 39. Полностью обеспечены местами в дошкольных отделениях дети москвичей в возрасте от 2,5 до 7 лет.Обеспечение доступности образования невозможно в полной мере реализовать без открытости системы образования. Открытость подразумевает не только ее информационную прозрачность, но и возможность участия в ее управлении семей, представителей общественности, так как именно они основные заказчики образовательных услуг и главные оценщики их качества. Все важное для москвичей размещают на официальных сайтах образовательных организаций: общие сведения о школе, условия обучения, режим работы, образовательные программы, материально-техническая база. Все школы округа ведут электронные журнал и дневники. Электронное комплектование дошкольных отделений, запись в 1-е классы и в учреждения дополнительного образования, регистрация заявлений на организацию отдыха через портал государственных услуг Москвы обеспечили открытость системы образования и позволили максимально удовлетворить желания родителей. Для поступления в 1-й класс на 2014-2015 учебный год в школы округа было подано свыше 12 тысяч заявлений, что на 1,5 тысячи больше, чем в прошлом году.В 2014 году в окружную систему образования вошло 7 учреждений среднего профессионального образования. Это колледжи №17, 20, 21, 22, 23, 24 и Образовательный комплекс дизайна и технологий. Система профессионального образования оказывает существенное влияние на выбор жизненного пути молодежи, адаптацию к профессии. Наши колледжи – это современные, динамично развивающиеся образовательные организации, активно взаимодействующие с работодателями. Они предоставляют возможности выпускникам нашего округа получить такие востребованные городом специальности, как «информационные системы», «архитектура», «земельно-имущественные отношения», «гостиничный сервис», «технология продукции общественного питания», «садово-парковое искусство», «техника в промышленности и градостроительстве» и другие.Важный показатель, характеризующий окружную систему, – это качество образования. По итогам деятельности в 2013-2014 учебном году был сформирован городской рейтинг лучших учреждений, показавших высокие результаты в образовательной деятельности. 39 образовательных организаций округа вошли в этот рейтинг, в прошлом году таких школ было 34. 10 школ округа вошли в число 500 лучших школ России (лицей №1502, гимназии №1290, 1505, 1508, 1512, 1530, 1563, 1811, школы №444, 1200). Для поощрения обучающихся, проявивших выдающиеся способности в учебной деятельности, Правительство Москвы приняло постановление от 25.02.2014 г. №74-ПП «О медалях «За особые успехи в обучении». Московские медали получили 286 выпускников округа из 93 школ, которые стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников, набрали 100 баллов на ЕГЭ, имеют итоговые отметки «отлично» по всем предметам в старшей школе и набрали в сумме не менее 220 баллов по 3 предметам. Федеральные медали получили 344 выпускника округа. И если федеральная медаль вручается всем выпускникам, окончившим школу на «отлично», то московская медаль предъявляет более серьезные требования.Второй год обучающиеся округа активно участвуют в новых городских проектах: олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», «Университетские субботы», «Профессиональные среды». Так, только в прошлом году в музейной олимпиаде приняли участие свыше 3 тысяч школьников из 138 школ округа.Особого подхода требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав такого ребенка, его интересов, оказание помощи в процессе обучения и личностного развития чрезвычайно важно. Именно образовательный комплекс позволяет:- построить адаптивную образовательную среду, обеспечивающую оптимальные условия для социализации, обучения, воспитания и развития личности ребенка;- реализовать индивидуальные образовательные траектории детей с особыми образовательными потребностями.В округе работают 2 образовательных комплекса, имеющие в своем составе подразделение «Школа надомного обучения» (школа №2033 и гимназия №1748); 2 интерната для детей с нарушением слуха, Центр «Детская личность» и интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.Сегодня родители, педагогические коллективы понимают преимущества организации учебного процесса в 5-дневном режиме, так как это позволяет ребятам в 6-й день недели использовать возможности нашего города в соответствии с их выбором, провести время с семьей, а для старшеклассников – принять участие в «Университетских субботах». Большинство образовательных организаций округа в этом учебном году работают в режиме 5-дневной недели.Политика Департамента образования позволила значительно повысить уровень свободы школ, уровень самостоятельности в принятии решений, касающихся организации образовательного процесса (выбор содержания программ, режима работы, учебников, формирование учебного плана и штатного расписания, повышение квалификации педагогов).Сегодня дополнительное образование находится в зоне повышенного внимания общественности. И это объяснимо: в отличие от общего образования дополнительное в большей степени направлено на познавательную мотивацию, свободный выбор. Значительное внимание в школах округа уделяют патриотическому воспитанию детей и подростков. Основы и фундамент активной гражданской позиции закладывают и формируют в ходе учебного процесса, они получают свое дальнейшее развитие в системе дополнительного образования. 90 тысяч школьников стали участниками различных мероприятий гражданско-патриотической направленности. В рамках реализации мероприятий по патриотическому воспитанию разработана межведомственная окружная программа патриотического воспитания детей и молодежи «Золотой щит Родины». В феврале 2014 года было подписано соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов и Восточного окружного управления образования в области патриотического воспитания детей и молодежи, которое реализуется в настоящее время. В округе действуют 133 музея, из которых 64 – музеи боевой славы. 12 образовательных организаций округа включились в городской проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, открыли кадетские классы.В округе успешно реализуют программу по развитию ученического самоуправления «Цивилизация юных», в которой участвуют старшеклассники из 52 школ. В рамках этой программы – больше 200 социальных проектов разного уровня.Использование информационных технологий в современном образовании один из важнейших механизмов, необходимых для достижения высоких учебных результатов. 26 организаций нашего округа стали победителями второго этапа конкурса «Школа новых технологий», получат возможность реализовать собственные IT-проекты при поддержке Департамента образования и Департамента информационных технологий. Новые технологии в образовании призваны изменить учебную среду таким образом, чтобы ребятам стало лучше и легче учиться, учителям – преподавать, а родителям – получать полную и объективную информацию о своем ребенке в режиме реального времени.«Курчатовский проект», реализуемый в крупных образовательных комплексах, предоставляет возможность учащимся поработать с современным оборудованием в рамках выполнения лабораторно-практических и проектно-исследовательских работ. Школьники могут готовить самостоятельные проекты и выполнять опыты в сфере естественно-научных дисциплин. Участниками «Курчатовского проекта» от округа стали 3 организации: лицей №429, гимназии №1404 и 1748.Одно из базовых условий повышения уровня качества образования, безусловно, введение новых экономических механизмов (новая система оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование). Именно они обеспечивают повышение эффективности использования бюджетных средств. Использование бюджетных расходов стало прозрачным и открытым. Майскими указами Президента РФ в 2012 году была предусмотрена реализация такого ключевого направления государственной социальной политики, как повышение заработной платы педагогических работников. По данным социологических опросов, отмечен рост степени удовлетворенности москвичей уровнем заработной платы учителей. Среднемесячная заработная плата учителей за 9 месяцев 2014 года составила 66,7 тыс. руб., по сравнению с 2010 годом она выросла на 27,5 тыс. руб. Наблюдается также рост среднемесячной заработной платы воспитателей с 25,4 тыс. руб. в 2010 году до 47,2 тыс. руб. в 2014 году. Вакансии учителей в округе отсутствуют. Более того, мы видим тенденцию увеличения количества претендентов на педагогические должности.В 2014 году благоустройство территорий выполнено на 65 объектах на общую сумму 339,8 млн руб., среди них 51 школа, 13 дошкольных отделений и Преображенский кадетский корпус №5. В 2015 году префектура ВАО планирует выполнить работы по благоустройству на 54 школьных территориях. В 2014 году капитальный ремонт выполнен в 4 образовательных организациях на общую сумму 170 млн руб.Современная московская школа – это школа больших возможностей! И наша задача – создать условия не выбора школы для образования, а выбора образования в каждой школе.Алла ЛАВРЕНОВА, исполняющая обязанности начальника Восточного окружного управления образования
Комментарии