В нашей школе №1797 «Богородская» используются различные формы инклюзивного образования – от полной инклюзии, когда ребенок с особенностями обучается в среде своих сверстников, до организации обучения в автономном классе.
С 1 сентября 2017 года в школе №1797 реализуется проект автономного класса для детей с расстройством аутистического спектра. Для России это был один из первых опытов создания автономных классов. На данный момент такие классы открываются по всей стране, расширяя возможности детей с расстройством аутистического спектра на получение образования.
На этапе создания проекта была разработана адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра, вариант 8.3. Для обучающихся с РАС учебные пособия определяются уровнем их интеллектуальных возможностей, поэтому класс работает по учебникам для детей с интеллектуальными нарушениями.
Чтобы в процессе обучения учесть особенности учеников, нами были адаптированы стандартные учебные материалы, поскольку оказалось, что при их использовании у детей возникают дополнительные трудности. Согласитесь, стандартные учебники перенасыщены текстом, имеют сложные грамматические конструкции в описании задания, большое количество материала на одном листе, сложные для понимания и восприятия инструкции и визуальный материал. При этом визуального материала немного, преимущественно в учебниках мы находим текстовые инструкций или описания.
Дети с РАС имеют специфические особенности психической деятельности, которые в совокупности не позволяют воспринимать большое количество текста, трудные визуальные стимулы, перенасыщение материалом. Поэтому для предметов «Мир природы и человека», «Чтение», «Математика», «Русский язык» нами разрабатывались индивидуальные задания.
Для каждого из предметов были как общие, так и частные требования к разработке индивидуальных заданий. Так, например, к общим условиям относились следующие:
– четкая односложная инструкция;
– наличие визуального образца (написания, рисунка);
– снижение количества заданий на листе (отсутствие нагромождения материала. Максимально 2‑3 задания на листе формата А4 в зависимости от объема задания);
– подбор понятного и простого визуального материала (желателен белый фон, чтобы минимизировать нагрузку при восприятии рисунка);
– использование простых грамматических конструкций в описании заданий.
Приведу несколько примеров по предмету «Мир природы и человека», на который в учебном году отведено 34 часа (1 час в неделю).
По теме «Фрукты в питании человека» индивидуальное задание для обучающихся с РАС начинается с постановки темы и актуализации знаний. Для этого нами используются мультимедиа и презентации. При работе применяются только белый фон и черный шрифт увеличенного размера.
Детям рассказывается о пользе фруктов и способах их приготовления. Весь речевой материал педагога сопровождается визуальным рядом. Для закрепления новой информации дети записывают весь материал в тетрадь.
По завершении изучения нового материала для его закрепления используются индивидуальные листы. На первом листе располагается всего два задания. В связи с особенностями устойчивости внимания детей визуальный ряд дублируется с презентации для создания дополнительной связи при изучении материала. При этом детям уже самостоятельно необходимо записать фразу. Во втором задании можно увидеть наличие как визуального образца, так и текстового.
Данная тема изучается уже в 3‑м триместре 2‑го класса, когда дети уже знакомы с составлением предложений и небольших текстов по плану, а мы уже можем использовать более сложные формы работы.
План взят из учебного пособия Н.Э.Теремковой «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5‑7 лет», альбом 1. Детям дана четкая инструкция, предложены план и образец текстовой записи. Для выполнения задания есть визуальная опора (изображение груши). Таким образом, ведется работа не только над лексической темой урока, но и над закреплением сформированных ранее навыков. Для обучения навыку переноса сформированного умения в примере текстового образца записи используется описание другого фрукта. По аналогии ребенку необходимо выполнить задание с грушей.
Таким образом, при адаптации материалов нами используются четкие и простые инструкции, обилие визуального материала (простого и понятного, на белом фоне), наличие образцов выполнения задания.
Данная адаптация позволила нам доступно для детей объяснять новые темы и обучать их. На данный момент дети уже частично способны воспринимать учебники, и работа проводится как при помощи индивидуальных заданий, так и с учебниками.
Надеемся, что наш опыт окажется полезен коллегам при подготовке учебного материала для детей с расстройством аутистического спектра.
Анна БЫЦАЙ, учитель-дефектолог школы №1797 «Богородская»
Комментарии