Интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед современной школой новые задачи. В первую очередь это построение системы образования, удовлетворяющей потребности каждого, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей из семей иностранных граждан. Именно с такой проблемой столкнулась я, работая в классах, в которых обучаются дети с разным уровнем владения русским языком и дети с ограниченными возможностями здоровья. Для решения этой проблемы я обратилась к такому методу преподавания, как визуализация.
Психологами установлено, что основной канал, по которому человек получает информацию, – это зрение. Визуализация – вынесение мыслеобразов из внутреннего плана во внешний план в процессе познавательной деятельности – является одним из самых эффективных методов в обучении. Информация, представленная в виде ярких образов, усваивается гораздо лучше. Многие педагоги, ученые (А.А.Вербицкий, Ф.Барлетт, Р.С.Андерсон) обращались к этому методу и в своих работах доказали его эффективность. Ребенку гораздо проще понять конкретное изображение, чем абстрактные образы и правила, передаваемые словами, сказанными учителем или написанными в учебниках. Картинка запоминается лучше, особенно такая, которую ребенок создал сам, а не получил от учителя в готовом виде. Информация, усвоенная таким образом, откладывается в долгую память и закрепляется в сознании. Особенно важно, что метод визуализации помогает лучше доносить информацию до учеников, имеющих трудности с ее восприятием. Речь идет не только о детях с ограниченными возможностями здоровья, но и о детях мигрантов.У детей, для которых русский язык не является родным, сформирована иная языковая картина мира, и поэтому им трудно понимать и запоминать материал в абстрактной форме. А вот изображение понятно всем и воспринимается всеми независимо от уровня развития и знания языка.Я использую этот метод на уроках русского языка при изучении таких тем, которые требуют усвоения большого количества правил. Например, раздел «Морфология» очень насыщен информативно и вызывает затруднения в усвоении его учащимися. Я предлагаю моим ученикам – шестиклассникам представить, что морфология – это Вселенная, а части речи – планеты, имеющие свои материки, острова. Сначала дети создают свои «модели» имени существительного, представляя эту часть речи в виде существа или предмета, имеющего определенные признаки – постоянные и непостоянные. Затем при изучении каждого правила ученики создают свои карты: остров Отрицания (правило о слитном и раздельном написании не с существительными), остров Шип-шип (правописание о-ё после шипящих) и так далее. Такие же карты учащиеся создают и на уроках, посвященных изучению других частей речи. На обобщающем уроке по теме «Имя прилагательное» я предложила детям перенести все правила на один лист. Так мы перешли к построению интеллект-карт.Создание интеллект-карт – один из самых эффективных способов визуализации информации, он вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта. Это абстрактные знания, упорядоченные в виде ярких рисунков и схем, ассоциации, перенесенные на бумагу. Такой метод помогает лучшим образом систематизировать все, что ребенок узнал на уроках.Так благодаря созданным зрительным образам дети абстрактным теоретическим понятиям придают конкретное осязаемое значение. На таких уроках каждый учащийся получает возможность выразить свою индивидуальность, проявить фантазию, почувствовать себя успешным независимо от уровня владения русским языком. Так создается ситуация успеха для каждого и формируется интерес к предмету. Светлана КУРБАНСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №1429
Комментарии