search
main
0

Визитная карточка

Как построить школу?

Говорят, первое впечатление обманчиво. Говорят, что сегодня надеяться на лучшее наивно. Говорят, что все хорошие учителя уходят из школы. Говорят, что один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать.

Наверное, нет ни одного читателя “Учительской газеты”, кто бы хоть раз не слышал имени Валерия САЛАХОВА. Газета много писала и о нем, и о его чудо-гимназии. Но вот побывать в ней удалось совсем немногим.

Мы оказались в Сургутской высшей гимназии-лаборатории

Салахова впервые на пятом слете участников конкурса “Учитель года России” и влюбились в нее. Кто бы мог подумать, что в далеком заснеженном Сургуте человек смог построить школу, которой завидуют даже самые богатые и знаменитые города. Школу, в которую стремятся поступить дети со всего города, в которой тепло и уютно. В которой учителя улыбаются, а дети здороваются. Школу, чьи выпускники нарасхват. Школу, много лет подряд распахивающую двери лучшим учителям России – участникам слета.

Статфакты

В гимназии обучаются 1512 человек.

За время существования гимназии призерами различных олимпиад стали 113 гимназистов, из них 13 человек победили на российских финалах, четверо одержали верх на соросовских соревнованиях.

В гимназии работают 163 преподавателя, из них четыре педагога – стипендиаты премии Сороса, еще четверо – заслуженные учителя России.

1 сентября 1991 г. состоялось открытие гимназии и Центра новых информационных технологий “Северная звезда”.

17 октября 1991 г. прошел праздник “День рождения гимназии”, ставший впоследствии традиционным.

1 cентября 1992 г. в гимназии учреждены кафедры начального образования, точных наук, гуманитарного цикла, эстетического направления, иностранного языка, трудового и профессионального обучения, спортивно-оздоровительной работы, психологии, воспитательной работы и компьютерной грамотности.

Осенью 1992 года открылось литературное кафе “Встреча”. Кафе, с непременным кофе, пирожными, было всяким: лирическим и грустным, веселым и остроумным, с чтением стихов, песнями под гитару, классической музыкой.

В марте 1993 г. в гимназии прошел Первый слет финалистов Всероссийского конкурса “Учитель года России”.

В октябре 1994 г. увидел свет первый номер газеты “Мир гимназиста”, а ровно через два года, в октябре 1996-го, открыта школьная телестудия и вышли первые гимназические новости.

В 1998-1999 гг. гимназия стала участником проекта ЮНЕСКО “Культура мира-2000”.

В актовом зале гимназии выступали Ролан Быков и Михаил Ульянов, Олег Янковский и Маргарита Терехова.

В 1996 году Андрей Плахов, гимназист 11-го “А” класса, признан лучшим учеником Ханты-Мансийского округа.

За семь лет гимназию закончили 386 человек, 55 из них – медалисты.

Цитаты

– Честно любить детей, а потом уже учить их.

– Не быть предателем по отношению к ребенку. Если он с тобой поделился своими переживаниями, это должно остаться между вами.

– Четко знать, зачем вызываешь родителей в школу, потому что призывать их на помощь непрофессионально.

– Необходимо быть искренним и ровным человеком.

– Дети в учебном заведении должны быть раскованны. Ведь говорят же: “Школа – второй дом”. А иногда и первый, потому что здесь ребенок находится с утра и до вечера. Нам приятно, что после занятий они могут здесь посидеть, обсудить какие-то свои проблемы. И никто им не мешает, а значит, нет необходимости портить и ломать мебель или хулиганить.

– Никогда не быть над детьми надзирателем.

– На наш творческий коллектив можно положиться в любой ситуации. Это единая команда, которая мне доверяет.

– Ремонта не было около 8 лет, потому что стены сделаны так, что ремонт не требуется.

– Стипендию мы платим обязательно, даже если нет финансирования.

– Наши итоги – это не количество отличников.

– На моих заместителях лежит ответственность за сегодняшний день гимназии, а я отвечаю за перспективы ее развития.

Валерий САЛАХОВ

Когда в товарищах согласье есть

Первое впечатление от гимназии – богато. Второе – умно. А главное – все сделано так, чтобы и учителям, и ребятам было в школе хорошо, уютно, по-домашнему комфортно. Чтобы не унижалось человеческое достоинство, чтобы сама обстановка воспитывала вкус и аккуратность. К слову, директор Сургутской высшей гимназии-лаборатории Валерий Михайлович САЛАХОВ очень не любит термин “воспитательная работа”, считая, что воспитывать должно все без исключения, только тогда может быть единый учебно-воспитательный процесс.

Итак, гимназия. В рекреациях – мягкая мебель, в кабинетах вместо привычных шкафов, стендов и длинных ламп накаливания – домашние стенки и люстры. Почти в каждом классе по две доски, телевизор и видеомагнитофон. А еще есть бассейн, тренажерный зал, теннисные столы, собственные компьютерный и издательский центры, телестудия, где сами ребята готовят телевизионные новости гимназии, процедурный кабинет и сауна. На скользких уличных ступеньках лежат ковры (и, кстати, на ночь их не убирают!). А около столовой ребята без опаски оставляют на диванах свои сумки.

В состав Высшей гимназии-лаборатории входят 6 подразделений: детский сад, прогимназия, гимназия, центр новых информационных технологий, бассейн и Сургутский филиал Омского технического университета при гимназии.

Но и у Валерия Михайловича Салахова, многого нет. Например, дежурных учителей и детей. Вместо них в столовой накрывают на стол и убирают грязную посуду 3 официантки. Откуда они взялись? Если захотеть, можно найти способ, как в штатное расписание ввести не только официантов, но и несколько врачей, вахтеров. Надо только захотеть и немного подумать.

Уроки здесь по 75 минут (пара), а перемены по 20 минут. И все успевают спокойно поесть и отдохнуть. И почему-то никто не режет на переменах шикарные диваны, не расписывает парты и стулья, не рвет цветы, не бросает на пол фантики. Интересно, почему?

– А зачем? – Не понимают мой вопрос семиклассники. – Это же наша гимназия! Мы здесь и бываем-то больше, чем дома. Тут есть все кружки, которые нам нужны, бассейн, компьютер… Ну испортим мебель, так нам же не на чем будет сидеть. Да и потом, раз поставили диваны, значит, это для нас сделано.

– Дети должны работать и жить в нормальных условиях, – настаивает директор, видя мои увеличившиеся в размерах глаза.

Но продолжим перечень того, чего нет в гимназии. Нет столь близких и родных сердцу любого администратора решеток в раздевалке. Это уж форменное безобразие! Вместо амбарных замков и безразличных охранников (охраняющих, видимо, только собственный имидж) здесь есть гардеробщицы, принимающие у вас одежду в обмен на номерок. Но у детей даже и номерков нет! Дело в том, что у каждого гимназиста есть удостоверение с номером, который соответствует номеру его личного дела, вешалки в гардеробе и читательского билета в библиотеке. Эти пропуска действуют неукоснительно, а для гостей и вольнослушателей существует отдельная вахта, где им выписываются временные пропуска. “Нашей милиции не нужны ни мы, ни наши дети. Поэтому надо искать выход самим”, – говорит Валерий Михайлович.

Нет в гимназии и полноценных, захламленных всякой рухлядью подвалов. Они переоборудованы под теннисные и тренажерные залы. Там же расположены тир и “кабинет”, в котором преподается необычный предмет – “Основы туризма”. Кстати, после этого курса зачет дети сдают в форме двух-трехдневных походов. Тут вам и теорию проверить можно, и практику.

Недалеко от гимназии находится небольшое здание прогимназии. Когда-то здесь был детский сад, но от него остались только стены, а внутри все перестроено. Чтобы избежать бесконечно длинных коридоров, кончающихся, как водится, стенкою, здесь сделали выступы и арки, скрадывающие, между прочим, шум. В прогимназии обучаются дети 3 – 5-х классов. А малыши начиная с 5 лет находятся в другом здании, где расположены детский сад и университет.

Но вернемся к “недостаткам”. Как мы ни старались, так и не увидели грязных, местами протекших потолков. Они заменены подвесными. “Так это же дешевле, – улыбается В.Салахов. – Вы посчитайте, ежегодная перекраска и побелка потолков требует гораздо больше средств”.

Если вы думаете, что все эти проколы и пробелы существуют только, так сказать, в форме этого учебного заведения, то ошибаетесь. И в содержании их не меньше. К примеру, у детей отсутствуют дневники (вместо них – зачетные книжки). А куда же, спрашивается, учителю писать замечания и как вести переписку с родителями? Непорядок. Мальчики до 6-го класса вынуждены учиться отдельно от девочек (по мнению директора, отсутствие девчонок, первыми схватывающих материал и тянущих руки, помогает им самореализоваться и чувствовать себя более уверенно), в начальной школе дети лишены возможности 4 урока подряд лицезреть свою единственную классную маму – с 5 лет у них предметное обучение. Причем этих малышей заставляют изучать такие мудреные предметы, как детская философия, шашки, шахматы, мир и человек, основы туризма, риторика. В этом же возрасте им приходится впервые садиться за компьютер. А стоит им чуть-чуть подрасти, ставят перед проблемой: какой профиль хочешь выбрать, на каком уровне хочешь заниматься.

Вот мы и добрались до самого интересного. Уровни. В гимназии узаконены 6 уровней. Первый соответствует требованиям госстандартов общеобразовательной школы. Ребенок, обучающийся, к примеру, в гуманитарном классе, может выбрать математику и физику на более низком уровне. Но зато профильные предметы он должен изучать не ниже 3 – 4-го уровня. Таким образом, гимназисты сами определяют темпы и качество своего роста и к окончанию школы твердо уверены в своих знаниях. Вдобавок к этому они еще и готовы к любым экзаменам, потому что в гимназии зачетная система аттестации. Здесь исключено среднеарифметическое выведение четвертной или итоговой оценки. Текущие отметки, по мнению Валерия Михайловича, вообще не должны играть никакой роли, потому что у ребенка есть такое же право, как и у взрослого, устать, не выспаться, забыть тетрадку дома или заболеть. Но есть и обязанность – усвоить материал и на зачете или экзамене продемонстрировать свои знания. Между прочим, отлынивать от такой аттестации не удается даже победителям городских и окружных олимпиад – они становятся ассистентами в аттестационной комиссии.

Отсутствуют здесь и привычные методические объединения, замененные на кафедры, каждая из которых ведет свою научную работу, разрабатывает программы и пособия, создает видеоучебники и сборники диктантов и контрольных работ. Например, кафедрой точных наук разработана сквозная программа “Детский сад – гимназия”, созданы и апробированы спецкурсы “Решение нестандартных задач”, “Основы электроники”, “Дополнительные главы математики” и т.д. А преподавателями кафедры естественных наук созданы программы спецкурсов по микробиологии, аналитической химии, физиологии растений, экологии. И все эти спецкурсы ребята могут изучать.

Нет в гимназии и привычных классных руководителей. Их заменили кураторы направлений. Например, на два 9-х класса технического направления приходится только один куратор. Потому что на уроки все равно все “разбредаются” по своим уровням, а вот внеклассные мероприятия готовят совместно. Все это привело к ликвидации классно-урочной системы. Ребята учатся не по классам, а по уровням, таким образом, в 10-м классе может идти одновременно 6 литератур (1 – 6 уровней). В результате каждый ребенок получает возможность реализовать свои способности. Это и называется личностно-ориентированным подходом.

Прием в гимназию осуществляется на конкурсной основе, причем поступить тяжело, не у всех это получается с первого раза. Но зато те, кто стал гимназистом, держатся за свою парту руками и ногами. Обучение в гимназии платное, правда, плата очень небольшая и тем, кто учится на пятерки или с одной-двумя четверками, начиная с первого класса, выплачиваются стипендии.

Еще одна интересная деталь – директор не ходит на уроки, считая, что его приход может ввергнуть учителя в стрессовое состояние. Говорит: “Если доверяешь, то доверяй. Если нет – увольняй”. И учителя платят ему преданностью и невероятной работоспособностью.

Ирина ГРИГОРЬЕВА

Зачем вам головная боль?

“Дебютировать” рука об руку с именитыми учителями страшновато. Для чего Валерию Михайловичу Салахову вся эта головная боль? “На мне лежит ответственность за то, что будет завтра, а на моих замах – за то, что сегодня!” И хотя “все школы будут школами XXI века, никуда они не денутся”, важно не “догонять уходящий поезд, а предусмотреть ситуацию”, – считает гостеприимный хозяин и хитро улыбается.

Какие они, уроки учителей гимназии-лаборатории Салахова?

Поиск истины

Справка “УГ”: Лариса Леонидовна ЛОМАЕВА – учитель философии Сургутской высшей гимназии-лаборатории Салахова.

Этот открытый урок был необычен: занятие с шестиклассниками по философии. Тема “Культура мира”.

Здесь нет привычных оценок, а одной из наград за умные мысли становится вручение символа мудрости – Совы. Поощряются красота формулировок, удачность речевых оборотов и смелость суждений. Нет на этих уроках и школьных парт, все садятся в один круг – так легче делиться своим мнением и слушать других. Учитель не высказывает готовых истин, а вместе с учениками ищет ответы на возникающие в ходе беседы вопросы. Но главное – атмосфера, когда каждый ребенок не только хочет и может высказаться, но и готов выслушать мнение других. Дети не притворяются, так как они твердо усвоили, что нет мнения правильного или неправильного, есть мнение индивидуальное.

Вопрос цеплялся за следующий, выстраиваясь в логическую цепочку неторопливого разговора о культуре. Диалог помогали вести цветные карточки: поднял ученик “зеленую” – значит согласен, “красную” – возражает, “желтая” символизирует, что у него созрел вопрос или родилась новая идея. В ходе урока ребята подчас меняют свое мнение под силой доводов своих одноклассников. Так, размышляя и споря, дети формируют жизненную позицию и задумываются о своем месте на нашей земле.

Плакат – искусство сегодняшнего дня

Справка “УГ”: Ирина Алексеевна МИРОНОВА – учитель изо, черчения и МХК Сургутской высшей гимназии-лаборатории Салахова. Стаж работы – один год. Приехала в Сургут из Казахстана. Участница конкурса “Молодой учитель гимназии-99”.

Что такое язык плаката? Какой цвет теплее? Класс вспоминал основные цвета и внимательно всматривался в известные изображения. Дети увлеченно работали, не обращая внимания на гостей. А учительница успокоилась и уже совсем уверенно рассказывала об искусстве создания плаката. Детство и черный цвет несовместимы! Почему? Нужны ли буквы на плакате? Как определить, о чем плакат? Но, может, хватит разговоров? Пора рисовать! И шестиклассницы приступили к созданию собственного шедевра, совсем немного подумав над темой и быстро выбрав вид техники для работы над ним. А к концу урока на доске была открыта импровизированная выставка из ребячьих работ. Все же присутствующие были поражены не только художественным мастерством девочек, но и их индивидуальным подходом к теме.

Тупая сила не пройдет

Справка “УГ”: Лариса Юрьевна ТАЛАЛАЕВА, учитель физической культуры Сургутской высшей гимназии-лаборатории Салахова.

Говорят, что ни на лыжне, ни на беговой дорожке с ней лучше не тягаться. А уж на баскетбольной площадке – и подавно. Это ее конек. Маленькая, хрупкая, среди акселератов-семиклассников ее и не разглядишь поначалу – она учит своих детей побеждать. Но не тупым напором, мол, сила есть – ума не надо, а искусными приемами, правильной, четкой игрой, отточенной техникой.

В тот день мальчишки учились подавать мяч, брать ответную подачу, вести мяч через препятствия и сквозь строй воображаемых противников. Целый комплекс специальных упражнений, рассчитанный примерно на час напряженной работы. Не получилось – повтори, но своего добейся.

Потом игра, чтобы новоиспеченные мастера смогли показать свое новоприобретенное искусство на практике. Тут же небольшая проверка на знание специальной судейской “терминологии жестов”. Ибо в пылу серьезной игры некогда друг с другом переглядываться: а что это судья, собственно, имел в виду…

Ребята Ларису Юрьевну искренне любят. Потому что она тоже иногда ошибается, потому что если ошибается, то смеется вместе со всеми, потому что постоянно доказывает своим ученикам, что не ошибаются только те, кто ничего не делают.

Здесь, в Сургуте, я увидел совершенно другой взгляд на всю систему воспитания и образования. Нужно постоянно все выше и выше “поднимать планку” своего педагогического мастерства, помогая делать шаги вверх и гимназистам, и гимназии, а это под силу далеко не каждому учителю. “Мы учимся не для школы, а для жизни” – гласит древняя мудрость. В Высшей гимназии-лаборатории Салахова ей следуют неукоснительно.

Алексей БАБИЧ

Не утопите поэта

Поначалу может показаться, что ты просто-напросто перепутал адрес и вместо гимназии завернул в филиал какого-нибудь прославленного театрального училища. “У Салахова все служит Науке”, – скажут одни. “Нет, – возражу я им, – у Салахова все служит Театру”.

Тройка, семерка, туз

На язык Сцены тут могут перевести все: литературу, историю, иностранный язык и даже физкультуру. Непререкаемый авторитет – школьный театр “Свеча”. Ему уже шесть лет, и во всех движениях и жестах юных актеров сквозит богемная небрежность, с любыми сценическими экспериментами они на “ты”.

“Свече” – семь лет. На их счету – двенадцать серьезных спектаклей. Последний – “Наваждение” – дань памяти Пушкину. Но не лирику и певцу гражданских свобод, каким обычно представляет его школьная сцена, а Пушкину-мистику, от чьих стихов и рассказов, стоит только вчитаться повнимательнее, кровь стынет в жилах. Зловеще хохочет старая графиня, и Герман сходит с ума; оглушенная метелью и собственными страстями, другая героиня Пушкина понимает, что вышла замуж не за того, лишь когда обряд венчания был уже позади; мрачный священник проклинает нечестивцев, устроивших пир во время чумы. И все эти такие разные на первый взгляд истории сплетаются в одну, имя которой – Судьба, Фатум…

Костюмерному цеху “Свечи” может позавидовать профессиональный театр. Тут тебе и кринолины, и фраки, и военные мундиры; веера, перья, перчатки – мелочи, без которых блекнет самая яркая постановка. Если уж браться за дело, то браться серьезно, понимая, что на сцене, как и в жизни, незначительных деталей не существует.

Танцы на воде – такого я не встречал нигде

Следующее потрясение – секция синхронного плавания, или, как тут любят говорить, Театр на воде под руководством С. Ахмедовой. И вновь Пушкин. На сей раз – сказочник. Стайка золотых рыбок-пятиклассниц, Шамаханская царица и Царевна-лебедь чувствовали себя в воде, как на твердой земле, – уверенно и спокойно. Небольшой спектакль в родных стенах для этих профессионалок – не испытание, ведь за их плечами не только региональные соревнования, но и Всемирные юношеские олимпийские игры в Москве.

Danke, Gretel

Участники слета могли увидеть кукольный спектакль на немецком языке “Гензель и Гретель” (руководитель О. Новикова) по сказке Братьев Гримм. Зрители полюбовались неповторимыми самодельными куклами и декорациями, оценили очаровательную игру юных артистов и по-новому взглянули на саму сказку.

Зачем и кому нужен какой-то кукольный театр в учебном заведении? Он необходим самой Гимназии, он часть ее, считают гимназисты. Здесь собираются те, кто любит Куклу и верит в то, что она может родиться, ожить в их добрых ребячьих руках: петь и танцевать, смеяться и грустить. Кукла – своеобразный “рупор” детских переживаний.

На протяжении веков во многих странах мира с помощью кукол ставились легенды о великих богах и простых людях, они высмеивали человеческие пороки: глупость, жадность и трусость. Кто знает, может, это детское увлечение перерастет в профессию. В любом случае юные артисты обязательно будут вспоминать о том, как и чем жил их кукольный театр.

В гимназии есть своя Снежная королева. Говорит она, правда, только по-английски. Обитают тут и Белоснежка, и волшебный жираф. Но пообщаться с ними можно лишь при одном условии: надо знать французский. Все они – родом с кафедры иностранных языков, которая своей театральной плодовитостью может перещеголять даже “Свечу”.

Анна ХРУСТАЛЕВА,

Cветлана КАЗЕНОВА

“Звездный час” Сургутской гимназии

В состав кафедры общественных наук входят преподаватели истории, философии, экономики, которые и разработали серию спецкурсов “Мифология”, “История религии”, “Введение в историю”, “Политика и право”, “Человек и общество”, а также совсем необычный курс “История гимназии, города, семьи”. Ему уделено 72 часа. По окончании курса проводится познавательно-развлекательная игра “Звездный час”. Возможно, скоро и педагоги будут изучать этот курс. Пока же только участницы конкурса “Молодой учитель гимназии” пытались отвечать на сложные и заковыристые вопросы. Для них это был один из этапов конкурса, причем не самый легкий.

Эти вопросы и ответы расскажут о гимназии не меньше, чем любое описание.

1. О ком говорится в следующей эпиграмме:

“Он превосходный математик,

Он все для нас определил…

Молитесь, дети, чтобы только

Каникулы не отменил”? (В.М.Салахов – директор гимназии)

2. Сколько ступеней от входа в гимназию до кабинета директора? (40)

3. Сколько языков изучают гимназисты? (5: русский, английский, немецкий, французский, латинский)

4. В каком году в гимназии появился свой собственный бассейн? (В 1995 году)

5. Когда в Сургуте впервые проходил слет “Учитель года России”? (В марте 1994 г.)

6. Сколько спортивных залов в гимназии? (4)

7. Сколько компьютеров в Центре новых информационных технологий “Северная Звезда”? (140)

8. Как называются туристические команды гимназии? (“Роза ветров” и “Летучий голландец”)

9. Сколько в гимназии первых классов? (5)

10. Кто из гимназистов побывал в Москве в качестве участника телевизионной передачи “Умники и умницы”? (Зубков Николай, выпускник 1997 г.)

Сказ о семи красных девицах

Второй раз в рамках слета “Учитель года России” проходил и конкурс “Молодой учитель гимназии”. И хотя молодых здесь и любят, и ценят, но плавать пускают сразу по бурным волнам школьной жизни.

В некотором царстве, некотором государстве, на Оби-матушке, в Сургуте городе, стоит град гимназический. Лучше того града и найти трудно. Как-то раз, да уж в пятый, приехали в тот град гости со всего царства, со всего государства. Молоды красны девицы гимназические решили себя показать, да и всех своим мастерством гостей подивить. Умом и силой меж собой в состязании честном помериться. Семь оказалось их…

Скоренько из гостей состав жюри компетентного огласили, не внимая от оного ни отказа, ни удивления, ни возражения. Опосля ветераны конкурса первого, года 1994-го, напутствовали словом добрым последователей своих, продолжателей традиций гимназических, и торжественно им знамя педагогического опыта в руки белые передали.

Не успело жюри и глазом моргнуть, а тут уж первый тур конкурса предстал на их строгий суд. Красны девицы о себе рассказывали да гостей дивили: песни пели разные, сказки сказывали, альбомы показывали с фотографиями диковинными, танцами взор услаждали. А покуда мы глядели да внимали, жюри думу думало да оценки выводило. Вот настал и тур второй состязания мастерства девичьего. Семь уроков, семь взглядов на науку мудреную педагогическую пред очами жюри предстало. Надобно красным девицам с честью выдержать все испытания, в грязь лицом не ударить пред Россией-матушкой. Не успели вдохнуть-выдохнуть, а уж третий тур пред ними. Нету ни отдыха, ни роздыха, все борьба и состязания. Об истории гимназии их спрашивали, о дорожных знаках расспрашивали, буриме стихотворные составлять заставляли да ситуации педагогические решать отправляли. Финал все близился, уж совсем показался, да вот и настал. Тут жюри благодарит всех девиц-красавиц и оглашает имя победителя состязания – Наталью свет Николаевну Аксакову, учит она тут детушек языку заморскому , аглицкому. Опосля чего получили все красны девицы наказ от старейшины града того, от отца его основателя, подарок денежный, да цветы красные. И отправились молодухи на уроки, дабы детишек радовать да образовывать.

Светлана КОСТРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте