Сценарий урока включает технологии развивающего обучения (проблемно-поискового, проблемно-исследовательского, моделирующего обучения, коммуникативно-диалоговые) с акцентом на элементы личностного смысла, самоактуализацию и самовыражение обучающихся с учетом их индивидуальных возрастных особенностей.
Для урока разработаны: электронное иллюстративное приложение, рабочая тетрадь ученика (система дидактических материалов для последовательного обучения учащихся различным приемам и способам учебной деятельности с использованием заданий различного уровня: репродуктивного, преобразующего, творческого), раздаточный материал (сертификаты, этикетки с вредными советами, наклейки). Дети в ходе урока включены в разнообразные виды деятельности. Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное и загадочное, поэтому тема урока зашифрована и прочитать ее можно только с помощью зеркальца. Задания, выполняемые пятиклассниками в ходе урока, носят преимущественно продуктивный характер, дети находятся в состоянии вынужденной активности: анализируют, сравнивают, вычленяют, делают выводы и т. д. Как правило, пятиклассники неплохо знают правила поведения за столом, но применять их, особенно в новой ситуации, могут не все. Поэтому ряд заданий имеет практическую направленность, что способствует актуализации и обогащению субъективного опыта школьников. Использование рейтинговой оценки (наклейки за правильные ответы и дополнения, сертификаты 3 степеней) стимулирует процесс познания, вызывает желание достигнуть успеха. Продолжить обучение и получить сертификат более высокой степени пятиклассники могут на сайте lvbobrova.narod.ru Цели урокаОбучающие: – организовать деятельность учащихся по обобщению, систематизации и расширению знаний по теме «Культура поведения за столом»;- содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы столового этикета в современной жизни;- создать условия для усвоения основных правил столового этикета;- обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.Развивающие: – создать условия для развития у учащихся умений формулировать цель, проблемы, предлагать пути их решения;- содействовать развитию умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;- способствовать развитию у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности на уроке.Воспитательные:- создать мотивацию к обучению;- способствовать воспитанию уважения к традициям и культуре.Ход урокаПод песенку «Учиться надо весело» (слова К.Ибряева, музыка С.Соснина) ученики входят в класс.Учитель: Здравствуйте, ребята! Вспомните, пожалуйста, что истинный смысл слова здравствуйте – это пожелание здоровья и…Скажите здравствуйте рукамиТому, кто сел за парту с вами!Скажите здравствуйте глазамиИ улыбнитесь вместе с нами!Пожелать друзьям спешиЗдравствовать от всей души!Занимайте, пожалуйста, свои места. Ребята, а вы любите нравоучения и поучения?Ответы учеников.Мне они тоже не нравятся! И в этом мы с вами не одиноки.Душа моя, Павел,Держись моих правил,Люби то-то, то-то,Не делай того-то,Кажись, это ясно,Прощай, мой прекрасный.Это стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин в альбом маленькому Павлу Вяземскому, высмеяв все на свете скучные нравоучения. Как показывает опыт, поучая, никого не научишь, нравоучениями не исправишь. Поучений и нравоучений не будет и на нашем уроке. Ведь, как поется в песенке, с которой начался наш урок, «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!». Что ж, учиться будем весело. Я приглашаю вас нанести… визит в Зазеркалье. А зачем мы туда отправимся, вы узнаете из видеофрагмента.Презентация. Видеофрагмент «Приглашение на обед».Учитель: Судя по растерянному лицу Алисы, вопрос поставил ее в тупик. А вы, ребята, брали уроки хороших манер? И вообще, для чего нужны такие уроки?Дети формулируют цель урока.Учитель: Совершенно верно. Это и будет целью нашего сегодняшнего урока. Чтобы из-за неумения себя вести у вас не было неприятностей, я приглашаю вас на урок хороших манер, который называется «Визит в Зазеркалье».Дети читают перевернутое название урока в зеркальце.Учитель: Название не случайное. Кто из вас уже догадался, почему так называется наш урок? Но не будем спешить, всякой догадке нужно подтверждение, доказательство, ведь мы с вами на уроке. А доказательства вы соберете, если, конечно, будете внимательными. Самые внимательные и активные получат наклейки с изображением джентльмена. По количеству наклеек мы в конце урока решим, кто станет обладателем сертификатов бакалавра и специалиста хороших манер. Договорились?Тогда в путь! Как попасть в Зазеркалье, знает Алиса, она ведь там уже бывала. Кстати, из какой она сказки?Ответы учеников.Учитель: Совершенно верно, Алиса пришла к нам из замечательных сказок Льюиса Кэрролла «Путешествие Алисы в страну чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Вы готовы отправиться в путь?Итак, мы перенеслись в Зазеркалье. Безусловно, сегодня речь пойдет не обо всех хороших манерах, брать уроки хороших манер вам предстоит регулярно, и не только в школе. А каким именно манерам посвящена тема этого урока, вы узнаете, расшифровав эту надпись.Зеркальное отражение названия урока на слайде.Учитель: Внимание на экран. Не забывайте, что мы в Зазеркалье. Как же прочитать надпись?Сформулируем тему. Что у нас получилось? Запишите тему урока в рабочую тетрадь.Культура поведения за столомЯ не сомневаюсь, что все вы воспитанные и культурные люди и вам знакомы правила поведения за столом. Но мы ведь находимся в Зазеркалье… «А здесь, знаешь ли, – предупреждала Алису Черная Королева, – чтобы удержаться на одном и том же месте, приходится бежать изо всех сил, а если хочешь попасть куда-нибудь в другое место, надо бежать вдвое быстрей». И правила здесь свои, особенные. Обратите внимание на карточки, стоящие на партах.Карточки с вредными советами в рабочей тетради.Возможно, такие карточки с перечислением некоторых правил поведения были вручены гостям на одном из пышных и изысканных приемов при дворе у «короля-солнца» – Людовика XIV. От французского названия карточки – «этикетка» – и пошло слово, вошедшее впоследствии в языки многих стран. Это слово обозначает установленный в обществе свод правил поведения. Вы, конечно же, догадались, что это за слово?Этикет – установленный, принятый в обществе порядок поведения, форм обхождения.Нас интересует столовый этикет, который предусматривает грамотное пользование столовыми приборами и правильный прием пищи.Существование этих правил уходит в глубь тысячелетней истории человечества, оно зафиксировано в древнейших письменных документах, а возникли правила задолго до появления письменности.Столовые приборы были в почете еще у древних египтян. Умение есть красиво и бесшумно всегда считалось большим достоинством. За нарушение этикета назначались штрафы. А на Руси за несоблюдение правил поведения за столом можно было получить ложкой по лбу!В России по личному указанию Петра I в 1717 году издана первая книга для юношества «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», что значит «Правильное зеркало для юных». Вы заметили: «правильное зеркало»? В этой книге, вслед за азбукой и арифметикой, излагались правила, как вести себя в обществе, как сидеть за столом и управляться с ножом и вилкой. Вы найдете эти правила в ваших рабочих тетрадях и ознакомитесь с ними самостоятельно.- Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.- Не сопи, когда яси.- Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому.- Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.- Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.- Хлеба, приложа к груди, не режь; ешь, что перед тобой лежит, а инде не хватай.- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.- Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.Вам понятны эти правила?Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер петровских времен и времен французского «короля-солнца». В наши дни правила поведения за столом стали значительно свободнее. Многое из того, что раньше считалось невозможным, сегодня разрешается. Некоторые старые правила нам кажутся смешными и нелепыми.Оригинальный способ сервировки был в ходу при королевских дворах в Средние века. Во время торжественных обедов пажи въезжали верхом на лошадях в зал и подавали гостям блюда прямо с седла, а остатки пищи бросали собакам. Жирные руки было принято вытирать о шкуры собак. Как удачно, что понятия вежливости изменились и теперь предпочитают салфетки.В небытие уходит частоИзвечный смысл давно знакомых слов…В начале урока мы вспомнили, что наше обычное приветствие изначально еще и доброе пожелание. На это указывает внутренняя форма русского слова здравствуй – повеление быть здоровым. Но мало кто знает, что по происхождению «салфет» тоже пожелание здоровья, ведь у нашей салфетки древний латинский предок. Об этом Алиса узнала на интернет-портале «Грамота.Ру».Аудиофрагмент передачи «Русский устный» радиостанции «Голос России».Кстати, а вы умеете пользоваться салфеткой? Как правильно это делать? Кто может выйти и показать?Комментарий по ходу. Салфеткой человек начал пользоваться более двух тысяч лет назад. И все же практика показывает, что правильно обращаться с салфетками умеют не все. В наше время распространены салфетки бумажные и текстильные (тканевые). Текстильную салфетку положите себе на колени. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками. Закончив еду, полотняную салфетку положите на стол, рядом с тарелкой. Бумажные салфетки кладем в тарелку.Большинство правил возникло из уважительного отношения к тем, с кем ты сидишь за столом. «В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо», – считал академик Д.С. Лихачев. И в этом нам предстоит убедиться.Вы еще не забыли, что мы в сказке?Зазеркальное сообщество котов ученых в растерянности: оказывается, здесь живут непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» – они не умываются. Им рекомендуют: «Здоровайтесь друг с другом» – они тут же перестают здороваться. Сам Чеширский Кот придумал давать таким детям не полезные, а вредные советы. Дети всё сделают наоборот, и получится как раз правильно. Это, конечно, к вам отношения не имеет, но наша творческая лаборатория должна рассмотреть и учесть все варианты правил. Предлагаю вам исследовать несколько вредных советов непослушным детям и выяснить, о каких правилах столового этикета идет речь.Вредные советыКаждый ребенок (группа) работает с одним советом.Только утром вы проснетесь,Не спешите умываться:Ни к чему водой холоднойСвое тело истязать.Сразу плюхайтесь в пижамеВы за стол, чтоб подкрепиться,Потому что очень важноСвои силы поддержать.Не забудьте стул погромчеВы к столу с собой подвинуть:Если мама не проснется,Кто же будет вас кормить?!Как Атлант, держащий небо,Изогнитесь над тарелкойИ упритесь в стол локтями,Чтобы голову держать!Рот конфетами набейте,Пока мама стол накроет.Из бутылки газировкуЛейте смело прямо в рот.Говорите очень громко,Чтоб к столу все подтянулись -В одиночестве питатьсяВам, конечно, не резон.А когда за стол уселасьВся семья, икните громко.(После литра газировкиСделать это так легко!)Почешите спину вилкой,А потом сестренку СветуПод столом ногой толкнитеИли двиньте локтем в бок.Дотянитесь до тарелки,Той, которая подальше.В ней обеими рукамиПокопайтесь… а потомОторвите кус побольше,Бросьте снова на тарелкуИ скажите маме строго:«Это невозможно есть!»Рукавом пижамы губыВытирайте грациозно.Ну а руки – о сестренкуИли папины штаны.И с победным громким кличемУноситесь прочь скорее,Потому что папа можетЭту шутку не понять…Что у вас получилось?Ответы учеников1. Перед тем как сесть за стол, необходимо привести в порядок себя и свою одежду. Одежда должна быть чистой и опрятной, руки чисто вымытыми.2. Садясь за стол, стул не передвигают, а переставляют, держа за спинку. Сидите прямо, ненапряженно, слегка опираясь на спинку стула, но не развалясь на нем. Не облокачивайтесь на стол. Не склоняйтесь низко над тарелкой. Не кладите локти на стол, не расставляйте их. Руки должны «забыть» о существовании вашего лица.3. Даже если у вас разыгрался аппетит, не набрасывайтесь на еду. Не следует наполнять рот большим количеством пищи или откусывать большие куски. Старайтесь есть беззвучно, не торопясь. Пить из бутылки нельзя. Разговаривать и пить с полным ртом недопустимо.4. Не чавкайте. Не причмокивайте. Не прихлебывайте. Нельзя шалить, мешать соседям, использовать столовые приборы не по назначению.5. Не тянитесь через весь стол. Попросите, чтобы вам передали. Невежливо выбирать лучшие куски из общего блюда. Берите тот кусок, который лежит ближе к вам. Как бы вы ни были разочарованы каким-либо блюдом, тот кусок, который находится у вас во рту, должен быть съеден. Изо рта можно вынимать лишь рыбьи кости и фруктовые косточки. Не отказывайтесь от какого-либо блюда, ссылаясь на то, что оно вам не нравится. Откажитесь вежливо и без объяснений.6. Полотняная салфетка во время еды должна лежать на коленях. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками. Закончив еду, полотняную салфетку положите на стол, а бумажную – в тарелку.Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Я хочу обратить ваше внимание, что именно поведение в домашней обстановке является основным показателем степени воспитанности. Хорошо воспитанный человек соблюдает правила хорошего тона, даже если обедает в полном одиночестве. Помимо всего прочего в этом есть и элемент тренировки: правила хорошего тона должны стать привычкой. Нельзя держать хорошие манеры «про запас», для торжественных дней или для походов в гости. Вы согласны со мной?Ответы учащихся.Учитель: А сейчас давайте последуем за Алисой. Обратите, пожалуйста, внимание на ее манеры и определите, какие ошибки допустила она и другие участники чаепития.Презентация. Видеофрагмент «Чаепитие у Болванщика и Мартовского Зайца».Обсуждение увиденного. Анализ допущенных героями мультфильма ошибок в поведении за столом.Учитель: Порой мы не обращаем внимания на кажущиеся нам малосущественными правила, и совершенно напрасно. Между прочим, Гулливер Джонатана Свифта, попав в страну лилипутов, стал очевидцем и участником войны, вспыхнувшей, казалось бы, из-за пустяка. Две враждующие группировки пытались силой оружия доказать свою правоту при решении весьма сложной проблемы: разбивать яйцо с тупого конца или же с острого.Нам нет необходимости беспокоиться о том, что наше поведение за столом будет использовано в качестве предлога для развертывания военных действий. Однако это вряд ли может служить оправданием неправильного использования столовых приборов. Давайте поможем Алисе разобраться, что чем нужно есть. Ведь в Зазеркалье все делают с точностью до наоборот. А как правильно?Едят вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты, рис, макароны, пельмени, картофель, овощные гарниры.Едят ножом и вилкой: жаркое, антрекоты, отбивные котлеты, птицу.Едят ложкой: каши, творог, суп.Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.Работа на интерактивной доске и в рабочих тетрадях.Учитель: Замечательно. Теперь пора возвращаться из Зазеркалья, неприятности за столом Алисе не грозят. Хотя…«Невежд застольных много есть – Избавь нас, Боже, рядом сесть!»- написал о застольном невежестве немецкий ученый, юрист и писатель Себастьян Брант. А вы, ребята, с кем не хотели бы оказаться рядом за столом?Ответы учеников.Комментарии к некоторым ответам детей по ходу урока:И тот ведет себя прескверно,Кто дует столь немилосердноНа кашу, будто он губамиРешил тушить пожара пламя…Неряхи оставляют пятнаНа скатерти; кой-кто обратноНа блюдо общее положитТо, чего сам уплесть не может…Все, что держал зевака в ложке,Опять в тарелке, в миске, в плошке.И привередливые есть:Что ни подай, не станут есть,Сначала не обнюхав снеди,Коробя этим всех соседей…Бывает, что обжора ротЕдой набьет невпроворот…Кой-кто еще и не проглотитКуска, а с полным ртом хлебнет -И щеки полоскать начнет…Пьют, громко чмокая, с особым, Преотвратительным прихлебом…Стихи, которыми я сопровождала ваши ответы, написаны Себастьяном Брантом еще в XVI веке. И, как видите, они актуальны до сих пор. Само время не властно над застольным невежеством. Возможно, мы с вами сможем сегодня разработать оптимальный, то есть наиболее благоприятный, вариант воздействия на нарушителей столового этикета.Итак, наша задача: выбор оптимального воздействия на нарушителя столового этикета.Наша цель: найти оптимальный способ.Основные способы воздействия (параметры): наказание, поощрение, обращение к общественному мнению…1. Для удобства составляем таблицу (см. таблицу 1).2. Определяем в каждой строке по одному наиболее предпочтительному действию.3. Коллективным обсуждением выбираем самое интересное сочетание параметров.Учитель: Итак, наша творческая лаборатория разработала оптимальный способ воздействия на нарушителей этикета. И теперь, если рядом с вами случайно окажется такая личность (гость из Зазеркалья?), вы сможете испробовать на ней наше изобретение.Пришла пора подвести итоги. Как назывался наш урок?Ответы учеников.Учитель: А почему он так назывался? Ответы учеников.Учитель: Почему манеры человека часто сравнивают с зеркалом?Ответы учеников.Учитель: «Манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет», – утверждал великий немецкий поэт Гете. Как зеркало отражает наше изображение, так наши манеры рассказывают о нас, выдают наши плохие и хорошие качества.Наш визит в Зазеркалье подошел к концу, но разговор об этикете далеко не окончен, вам еще многое предстоит узнать и многому научиться. Запомните золотое правило этикета: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение» (Джонатан Свифт).Подсчитайте, пожалуйста, наклейки с изображением джентльмена, которые вы заработали на уроке. Тем из вас, у кого их не менее трех, присваивается степень Бакалавра Хороших Манер. Сертификат 3-й степени помещен на последнем листе вашей рабочей тетради. Впишите в него свои имя и фамилию самостоятельно. Кто из вас получил 7 и более наклеек? Вам вручается Сертификат 2-й степени, вы становитесь Специалистом Хороших Манер. Как стать Магистром Хороших Манер, вы узнаете, посетив страничку проекта «Зазеркалье» на сайте www.LVBobrova.narod.ru.Итоги урока Учитель: Льюис Кэрролл любил играть словами. В имени девочки, которая сопровождала нас во время визита в Зазеркалье, тоже притаилась загадка. Давайте попробуем прочитать его наоборот. Что у вас получилось? А сила… Вы, конечно, слышали, что знание – это сила. В чем сила приобретенных вами сегодня знаний, умений и навыков?Ответы учеников.Мы нашли ответы на стоявшие перед нами сегодня вопросы, решили все задачи и достигли поставленных целей.Вопросительный знакСемен ОстровскийВопросительный знакЛюбознательным рос -Без конца задавалЗа вопросом вопрос.И курьезным вопросомНередко в тупикСтавил в школеУчителяОн,Ученик.Те вопросыВ итогеПошли ему впрок -Вскоре сам онОтветыДавать уже мог.Вопросительный знакСпину гнуть перестал.Вопросительный знакВосклицательным стал!Домашнее заданиеСовместные трапезы в наше стремительное время бывают чуть ли не единственным поводом для семьи собраться вместе. Встретившись за столом, можно спокойно обсудить общие дела, сказать друг другу важные добрые слова. Совместный прием пищи объединяет членов семьи, вырабатывает здоровые привычки, прививает полезные навыки. В ваших силах оказать большую помощь родителям: накрыть стол, приготовить оригинальное блюдо, удивить домочадцев прекрасными манерами. Сделайте это сегодня. Я хочу пожелать вам наслаждаться едой не только на высоте вкуса, но и на высоте хороших манер!P.S. Электронное иллюстративное приложение, рабочая тетрадь ученика, наклейки на зеркала выложены на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/491 Лариса БОБРОВА, учитель технологии, заместитель директора специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната IV вида № 38 города Ростова-на-Дону, победитель XIII Всероссийского конкурса «Сто друзей»
Комментарии