«Ну здравствуй, Москва!» – выдохнули участники IV Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года-2013» и их сопровождающие, сходя на перроны вокзалов и аэропортов. Финала ждали с нетерпением и волнением. Конечно, непросто выступать на всероссийском конкурсе, это непривычная работа для педагога, который ежедневно работает с малышами, – стать оратором, публичным человеком, немного артистом и вместе с тем профессионально, точно и кратко представить свой уникальный опыт. Но сколько открытий и замечательных находок ждет каждого конкурсанта! По крайней мере, каждый получит от коллег по 59 свежих оригинальных идей… Потому что в этом году в финале конкурса участвуют 60 воспитателей.
Участникам из дальних регионов нужно привыкнуть к разнице во времени, но сегодня день знакомства, подготовки к «Творческой презентации» и жеребьевки, поэтому адаптация проходит легко. Есть и работа для ума – первое общее собрание началось с выступления представителя компании Polymedia Магомедшапи Дибирова, тоже, кстати, участника конкурса, только «Учитель года России-2010». Он показал мастер-класс, в ходе которого задействовал и интерактивную доску, и интерактивный столик, и систему тестирования. Участники конкурса с удовольствием выступили в роли учеников. Самым смелым оказался единственный среди воспитателей мужчина – Олег Скотников из Свердловской области. Он первым вышел на сцену и по образцу собрал на интерактивной доске снеговика. Возможности умной доски в плане развивающих упражнений практически безграничны. Ну а интерактивный столик, за которым может работать целая группа детей, привлек дам-конкурсанток. Они вошли в роли писателя, дизайнера, исследователя, с удовольствием искали и дорабатывали иллюстрации, отправляли их «учителю», Магомедшапи Дибирову. Одна воспитательница не удержалась от восклицания: «Этим можно заниматься бесконечно!»От Елены Елшиной, заведующей отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского профсоюза образования, конкурсанты услышали важную информацию о том, что жюри оценило их интернет-ресурсы. Что все участники конкурса – члены профсоюза, и это, конечно, очень приятно инициатору и одному из учредителей «Воспитателя года». Что существует послеконкурсное движение – всероссийский виртуальный клуб «Созвездие»… Воспитателям коротко представили весь конкурсный путь с 12 по 15ноября, когда состоится закрытие в мэрии Москвы.Эмоциональным гвоздем сегодняшней программы стало выступление победителей 2012года – Аркадия Афонского из Республики Саха (Якутия) и Ольги Терезановой из Хабаровского края. Оба педагога были взволнованы тем, что через год вернулись на конкурс, но конкурсантам посоветовали не волноваться, быть самими собой. «А судий не надо бояться», – чуть ли не хором произнесли обладатели Хрустальных жемчужин.Ждать встречи с жюри осталось недолго – всего одну ночь…Открытие Всероссийского финала IV Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года-2013» было веселым, домашним и емким. Когда на сцену вышли дети из центра «Радость» и спели трогательную, красивую песню «Ангел», напряженные лица участников расслабились, заулыбались сопровождающие, переживавшие за своих конкурсантов.А перед этим у входа в научно-методический центр профсоюза работников АПК всех встречали Кот Леопольд и Пчелка с воздушными шарами, а Добрая фея раздавала из волшебной корзины шоколадки с символикой конкурса. В этой сказочной атмосфере и началась церемония открытия.Сперва были цифры, но не сухие, а очень важные. Из 60 участников конкурса, которые представляют все федеральные округа России, 48 – воспитатели, по три музыкальных руководителя и учителя-логопеда, по два педагога дополнительного образования, педагога-психолога, инструктора по физической культуре.Председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова обратилась ко всем со словами «дорогие друзья», и конкурсантам стало совсем уютно. «Мы доказываем обществу, что в системе образования далеко не все плохо, – уверена Галина Ивановна. – В ней работают замечательные, талантливые люди. Вас знают в ваших районах, в области, а теперь будут знать во всей России». Галина Меркулова поделилась мечтой – чтобы в будущем году на финал приехали представители всех 83 субъектов Российской Федерации, и пожелала конкурсантам успеха.Абсолютный победитель 2012года Ольга Терезанова убеждена, что все участники конкурса – уже лучшие. Яркие, блестящие, талантливые… Ольга пожелала коллегам, участникам 2013года, «не бояться перемен, которые происходят в образовании, ведь все они во благо ребенка».Еще один абсолютный победитель 2012года Аркадий Афонский считает, что «Воспитатель года» не конкурс, а просто огромный праздник. Он от всей души поблагодарил организаторов, которые делают такую важную работу.«То, какой станет наша страна через 30лет, зависит от вас», – обратилась к конкурсантам заместитель начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы Мария Цапенко и призналась, что дошкольные организации столицы очень волнуются в ожидании встречи с самыми яркими и талантливыми воспитателями страны.Наконец, всем участникам конкурса вручили первые награды – Серебряные жемчужины, и воспитатели разошлись по группам для представления своего педагогического опыта.В деятельности конкурсантов много общего – все они стараются, чтобы дети росли добрыми и вежливыми, чтобы развивали свои таланты, речь, мышление, выражали себя в песне и рисунке… Но у каждого есть своя неповторимая изюминка, которая и делает их любимыми воспитателями.Этот день для участников конкурса и жюри начался рано утром. Солнце еще не встало, когда автобусы взяли курс на семь образовательных учреждений Москвы, где воспитателям страны предстояло провести 60 педагогических мероприятий с малышами.Сказать, что встретили конкурсантов радушно – значит ничего не сказать. Каждый детский сад и школа готовились к этому дню задолго. Были тщательно подобраны группы, где пройдут испытания, комнаты отдыха для гостей, продумано все до мелочей. Огромное спасибо детским садам №№1146, 1701, 367, 1104, средним школам №№1467, 2013, гимназии №1596!Конкурсанты привезли с собой не только конспекты открытых мероприятий, но и множество наглядных пособий, презентации, музыку и многое другое, что должно было произвести впечатление на жюри и в первую очередь на детей. Юные москвичи в этот день не понаслышке узнали, как велика наша Родина. Одно занятие давала им воспитательница из Санкт-Петербурга, а другое – педагог из Чеченской Республики. В музыкальном зале малыши путешествовали по Якутии, а, переходя в другую группу, переносились в Республику Тыва. Дети пели и танцевали, приобщались к математике и слушали сказки. А жюри в перерывах хваталось за голову – как же трудно ставить баллы, когда все хороши, все интересны и каждый участник по-своему уникален.Пока счетная комиссия подводила итоги, конкурсанты не скучали. У них появилась уникальная возможность задать наболевшие вопросы заместителю директора Департамента общей политики в сфере общего образования Минобрнауки России Юлии Смирновой. Всего за час успели обсудить, кажется, все – ФГОС дошкольного образования, финансирование детских садов, нагрузку воспитателя и инструктора по физической культуре, образовательные программы и, конечно, вечный и всегда актуальный вопрос – когда станет меньше отчетов? Конкурсанты и их сопровождающие узнали, что группы раннего возраста из детских садов не исчезнут, что реестр программ по новым ФГОС обязательно появится, а сам стандарт вступит в силу с 1января. Продолжить дискуссию Юлия Валерьевна предложила в виртуальном пространстве, для чего дала собеседникам адрес своей электронной почты.Организаторы не пожалели времени на выступление председателей всех семи групп жюри, и правильно сделали. Добрые слова о себе, конечно, хотели услышать все конкурсанты. И добрых слов было очень много. А критический разбор… он обязательно будет. Ведь конкурс – удивительная, экстремальная, но все же возможность для профессионального роста участников.Конечно, самым долгожданным стало выступление председателя счетной комиссии, заведующей отделом по вопросам общего образования аппарата Общероссийского профсоюза образования Татьяны Алешиной, которая зачитала имена лауреатов. Само собой, чтение этого списка прерывалось восторженными криками и аплодисментами. Вот она, «десятка»:Евгения Бескоровайная, воспитатель детского сада комбинированного вида №25 «Пчелка» станицы Брюховецкой, Краснодарский край,Ирина Власова, воспитатель гимназии №1409 Москвы,Наталья Загер, воспитатель детского сада №18 комбинированного вида Кронштадского района Санкт-Петербурга,Оксана Морозова, воспитатель детского сада №140 комбинированного вида города Красноярска,Татьяна Рослякова, воспитатель Центра развития ребенка – детского сада «Гнездышко» Заполярного района, Ненецкий автономный округ,Елена Савельева, воспитатель детского сада комбинированного вида №32города Мурманска,Елена Сазонова, педагог дополнительного образования детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Северное сияние» Ханты-Мансийского автономного округа,Олег Скотников, воспитатель детского сада №37 «Лесная сказка» – структурного подразделения детского сада комбинированного вида «Страна чудес» Новоуральского городского округа, Свердловская область,Светлана Солодова, музыкальный руководитель детского сада комбинированного вида №147города Челябинска;Шолбан Хомушку, воспитатель Центра развития ребенка – детского сада №29города Кызыла с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников, Республика Тыва.Зал научно-методического центра профсоюза работников АПК полон. Идут мастер-классы лауреатов. Десять откровений, десять приглашений заглянуть в «святая святых» профессионалов, которые вышли в третий тур Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2013». Зрители и жюри внимали интереснейшим сюжетам, словно были на премьере десяти увлекательных спектаклей или кинофильмов…Первой заворожила зал воспитатель 18‑го детского сада комбинированного вида Санкт-Петербурга Наталья Загер. Даже название было загадочным: «И не друг, и не враг. А как?» Речь шла об увлечении компьютерными играми, которое постигло многих подростков. Но тема была лишь поводом для того, чтобы продемонстрировать серию приемов, с помощью которых можно оценить обстановку и решить проблему, – ассоциативный ряд, «галерея образов», «коллаж» и другие. Наталье Николаевне удалось взглянуть на эту широко обсуждаемую проблему объективно, увидеть не только традиционные минусы, но и плюсы компьютерных игр.В титрах следующего шедевра – имя воспитателя детского сада комбинированного вида «Пчелка» станицы Брюховецкой Евгении Бескоровайной. Она разделила своих коллег в зале на группы и по очереди вызывала их на сцену, чтобы продемонстрировать с их помощью систему психолого-педагогической поддержки ребенка. Художники занимались авторскими кинезиологическими «рисовалками». Садовники пришнуровывали «яблоки» к «дереву». А за всеми манипуляциями наблюдал макет человека с огромными ушами и другими гипертрофированными частями тела, которые были бы так же велики и у нас, если бы тело повторяло ситуацию развития различных отделов мозга.Нестандартное оборудование привезла с собой на конкурс Татьяна Рослякова из Ненецкого автономного округа. Это парашют и «волшебные палочки» – мягкие, разноцветные трубки, из которых можно сделать что угодно, даже геометрические фигуры. Все эти вещи для педагога – средство интеграции образовательных областей. А для ребенка? Воспитатели поломали голову, но придумали, как использовать это оборудование для развития ребенка, обучения коммуникации и даже на музыкальных занятиях.Конечно, всем был интересен автор следующего мастер-класса – единственный на конкурсе мужчина, воспитатель из Новоуральска Олег Скотников. Название его «фильмы», как говорили на заре кинематографа, – «Очеловечивание ребенка». Оказалось, что в поисках оригинальных и эффективных способов компенсации нарушений речи у детей Олег Александрович набрел на удивительную страну – Колобколандию. В ней живет Колобок и другие сказочные зверушки. Поселились они в домике три на три квадрата. Игра со зверятами помогает детям учиться ориентироваться в пространстве, развивает речь, причем не только громкую, но и внутреннюю.Красноярск выдвинул на конкурс яркого «режиссера», а вернее воспитателя детского сада №140 комбинированного вида Оксану Морозову. Оксана Юрьевна больше всего любит снимать в своих «фильмах», то есть брать с собой к детям собственноручно изготовленные мягкие игрушки. И это не просто куклы, это сибиряк Енисей, эвенка Синельга – очаровательные создания представляют практически все национальности Красноярского края. Дети играют с куклами в народные игры, разговаривают с ними, в общем, используются игрушки для вполне серьезных задач.Развивать детские творческие способности можно по-разному. Один из способов – рисование. Одна из необычных, нетрадиционных техник – рисование на воде, или эбру. Ирина Власова, воспитатель гимназии №1409 Москвы, доказала, что выражение «вилами на воде писано» не так однозначно, как может показаться… Использовав воду со специальным загустителем, кисть, краски и вязальную спицу, Ирина Тимофеевна нарисовала такой пейзаж, что зал даже не ахнул, а замер, засмотревшись на эту красоту…Пригласив коллег на свой мастер-класс по английскому языку, педагог из Ханты-Мансийского автономного округа Елена Сазонова предложила им сначала оценить свои способности в этой сфере, наполнив стаканчики конфетами. Оценка оказалась в целом не очень высокой… Но после занятия, на котором воспитатели сумели выучить и весьма точно пересказать несколько английских фраз, она существенно повысилась. А все благодаря использованию нехитрой техники, когда учитель не только говорит, но и показывает жестами слова и целые предложения.Трое коллег Шолбан Хомушку, воспитателя детского сада из Тывы, во время ее мастер-класса создавали игровые мультимедийные презентации с эффектом анимации. И на какую интересную тему! Они сочиняли сказки, но не привычные, а с новыми сюжетами, с героями, взятыми из разных волшебных историй. Называлась это «Салат из сказок». Зал искренне хохотал, когда участники мастер-класса начали озвучивать свои «произведения», больше похожие на анекдоты…Елена Савельева из Мурманска демонстрировала коллегам преимущества методов ТРИЗ, а точнее – мозгового штурма. Весь зал предлагал варианты решения следующей проблемы: как Вовочке полакомиться яблоком, если в саду живет злая собака? Две группы на сцене решения записывали, анализировали и выбрали лучший вариант – подружиться с хозяином: и друга приобретешь, и яблоко съешь.Заключительный мастер-класс – это всегда непросто, тем более для автора сего «последнего сеанса». Но музыкального руководителя детского сада комбинированного вида №147 Челябинска Светлану Солодову это совсем не смутило. Она спокойно, легко и весело развивала у всех присутствующих чувство ритма. Оказывается, вся окружающая обстановка детского сада может стать большим развивающим пособием. Светлана Юрьевна познакомила нас с уникальным пособием – ритмическими шахматами, научила ими пользоваться. Мы играли в игру «Ритмическое эхо». Когда же коллеги на сцене исполнили мелодию на ложках, а зал прочеканил «От топота копыт пыль по полю летит», получился слаженный номер – хоть сейчас на гастроли можно ехать! «Не возникло ли у вас желания прямо завтра использовать ритм в своей работе?» – спросила Светлана. Конечно, возникло!Наверное, никто из «десятки» лауреатов «Воспитателя года-2013» не представлял, что последнее испытание финала – круглый стол – превратится из экзамена в интереснейшее общение. Два часа разговоров с ведущей, заместителем главного редактора «Учительской газеты» Ольгой Максимович, пролетели, как один миг…А начался круглый стол с блиц-вопросов. Такого, например: «Что вы почувствовали, когда поняли, что вы в «десятке»?Целую россыпь эмоций описали конкурсанты! Радость, удовлетворение, озабоченность, шок, ответственность, гордость за свой край…Любопытно было услышать искренние истории о том, как воспитатели пришли в профессию. Многие, оказалось, сделали это почти случайно, устроившись в садик, чтобы присматривать за собственными детьми, но нисколько не пожалели о своем выборе и остались после того, как дети вышли из дошкольного возраста. Светлана Солодова из Челябинской области все свое детство тренировалась на 23… любимых куклах. А Олег Скотников из Свердловской области решил стать педагогом во время службы на подводной лодке: «Три года в замкнутом пространстве… Это наводило на размышления о будущей жизни. И, конечно, хотелось иметь дело уже с более тонкой материей, а не с металлом. Договорились с сослуживцем поступать в педагогический институт. Получилось так, что он передумал перед самым поступлением, а я уже передумать не смог…».Следующий вопрос Ольги Максимович вернул воспитателей ко дню сегодняшнему. Касался он отношения конкурсантов к новому Закону «Об образовании в РФ», в соответствии с которым в стране впервые разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.«Нужно выстраивать индивидуальный маршрут каждого ребенка, и для этого у педагога есть целый инструментарий. Надо воспитывать самостоятельность детей», – сказала Елена Сазонова из Ханты-Мансийского АО. Жаль только, что родители строят свой заказ в прежних формах – хотят, чтобы детей в первую очередь научили читать и писать… Права москвичка Ирина Власова: «Не ускорять развитие ребенка!» Права Татьяна Рослякова из Ненецкого АО: «Важно сохранить почемучек, которые приходят в детский сад…» «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. ФГОС дошкольного образования – стандарт поддержки развития детства», – убеждена Елена Савельева из Мурманской области.Дальше воспитателям предложили назвать конкретные методы, которые они используют во время педагогических мероприятий. Лауреаты с удовольствием раскрыли свои профессиональные секреты. Не обошлось без дискуссии. Участница из Краснодарского края Евгения Бескоровайная убеждена, что дети очень любят соревноваться и в игре обязательно должны быть победители, чтобы малыши научились проигрывать и утешать проигравших. С ней не согласна Елена Сазонова, она исключает соревновательный момент из своих занятий, использует форму фестиваля, где каждый ребенок может показать свои творческие возможности. Оксана Морозова из Красноярского края использует и ситуации-сюрпризы, и проблемно-поисковый метод, и сюжетно-ролевую игру. Шолбан Хомушку из Республики Тыва считает очень важной задачей развитие коммуникативных навыков, она учит своих ребят договариваться друг с другом.Пожалуй, самым интересным оказался вопрос о детях, которые доводили конкурсантов до белого каления или просто чем-то запомнились. Хулиганов и капризуль вспомнили почти все. Как и ребят, которым воспитатели сумели помочь справиться с замкнутостью, подавленностью, агрессией. А Олег Скотников рассказал о девочке из неполной семьи, которая захотела, чтобы он стал ее папой…Говорили на круглом столе об отношениях с родителями, и о различных видах диагностики, с помощью которой можно отслеживать развитие каждого ребенка, и о том, что надо сохранить или изменить в дошкольном образовании, чтобы работа воспитателя была эффективной, радостной. Примечательно, что лауреаты почти не говорили о зарплате, просили лишь создать нормальные условия, особенно настойчиво – не убирать из штатов детских садов специалистов: психологов, дефектологов, наоборот, добавить ортопедов, окулистов и других…Все испытания позади, и теперь осталось узнать лишь об одном – кто же лучше всех справился с нервами и конкурсными требованиями? Кто стал абсолютным победителем «Воспитателя года России-2013»?Прежде чем узнать это, конкурсанты стали самыми почетными зрителями представления в концертном зале Правительства Москвы. На сцене блистали талантами Наташа Королева и театр-студия «Непоседы», Диана Гурцкая и Московский государственный академический ансамбль театра «Гжель», Эммануил Виторган и группа «Корни» – номера были на любой возраст и вкус…А главной темой церемонии торжественного закрытия конкурса стало 150‑летие дошкольного образования в России. Со сцены звучали интересные исторические факты, зрители просматривали с помощью мультимедиапроектора старинные фотографии…Приветственные слова произнесли первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк и председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова.Наталья Третьяк сказала: «С этого года дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Впервые утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Буквально сегодня, в день подведения итогов конкурса, принято решение Министерства юстиции о регистрации этого ФГОС. В нашей армии дошколят более шести миллионов малышей, около полумиллиона воспитателей. И сегодняшний конкурс не просто конкурс профессионального мастерства, но место, где вы можете обменяться идеями, показать ваши лучшие достижения. Позвольте вас искренне поблагодарить за ваш труд и пожелать вам дальнейших успехов».Галина Меркулова обратилась к конкурсантам, как к друзьям: «Вы действительно прекрасны. Нам бы очень хотелось, чтобы таких, как вы, было как можно больше. Вы доказываете, что у нас в образовании прекрасные педагоги. Мы не расстаемся. Профсоюз – это уникальное сообщество. В какой бы точке нашей страны вы ни жили, мы – одна семья. До следующих встреч!»Наконец на сцену вместе с ведущими, дикторами канала ТВЦ, вышли заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова и депутат Госдумы РФ, член Комитета по образованию Марина Назарова. Они произнесли долгожданное имя абсолютного победителя – воспитателя детского сада №37 «Лесная сказка» города Новоуральска Свердловской области Олега Скотникова. Олег Александрович получил Хрустальную жемчужину, путевку в Болгарию на Золотые пески для себя и супруги и бесконечные аплодисменты зрителей…
Комментарии