С чего все началось?Может быть, с десятилетия программы президента Чувашской Республики «Новая школа»? Главная задача программы – поднять образование на качественно новый уровень, воспитать конкурентоспособных, творческих, целеустремленных учеников. Президент Чувашии Николай Федоров считает: образование сегодня базируется на инновационных технологиях, на совместной работе педагогов и учеников. Марафон юбилейных мероприятий в 3-й школе города Шумерля включал в себя три акции: «Школа – школе», «Учитель – учителю» и «Публичный отчет директора школы». В большинстве уроков, показанных для молодых педагогов, использованы информационные технологии, и в отчете школы заметный акцент был сделан на инновациях в области ИКТ.
Интернет не в диковинку
Среди десяти главных событий последнего десятилетия администрация, учителя, дети, родители учеников 3-й шумерлинской под пунктом 5 единогласно отметили: «С 2005 года школа – базовое учреждение города по проведению конкурсов «INTEL – обучение для будущего», с 2006 года подключена к широкополосному интернету, создана беспроводная локальная сеть wi-fi». А из десяти самых главных цифр едва ли не самые впечатляющие вот эти две: на 13 учеников приходится один компьютер, 49 процентов педагогов успешно используют ИКТ в учебном процессе.
Сегодня в распоряжении юных шумерлинцев и их педагогов два современных компьютерных класса с 31 машиной, две мультимедийные установки, два ноутбука, телевизор, DVD-проигрыватели, цифровые видеокамера и фотоаппарат. Уроки с использованием ИКТ идут не только в среднем и старшем звене, но и в младших классах. Компьютеры активно задействованы в библиотеке, в бухгалтерии, в приемной директора и в кабинете заместителей директора.
У школы есть сайт (http://www.gov.cap.ru/home/76/gorono/2005/school3/index.htm). Если для вас интернет в диковинку, обязательно в нее загляните. Вы узнаете, что количество навыков, необходимых новичку, не так уж и велико, пугаться не стоит.
Это должен уметь каждый:
включать/выключать компьютер;
работать с окнами: разворачивать, сворачивать, закрывать, изменять размер, перемещать, переключаться между окнами;
создавать, удалять, переименовывать, перемещать, копировать файлы и папки, сохранять и редактировать файлы;
запускать текстовый редактор Microsoft Word, создавать таблицы, объекты WordArt, изменять раскладку клавиатуры (язык), изменять размер текста, изменять шрифт текста, выделять фрагмент текста, копировать, удалять, выделять, вставлять в текст рисунок, изменять ориентацию листа (книжная/альбомная), устанавливать нумерацию страниц, разбивать текст на несколько колонок, изменять масштаб документа, сохранять текст, сохранять текст под другим именем;
запускать графический редактор Paint, создавать простейшие рисунки, сохранять рисунок;
знать назначение клавиш, сочетаний клавиш: Caps Lock, Backspace, Delete, Ctrl+Insert, Shift+Insert, Alt+F4;
уметь печатать следующие символы: . , ! № ; % : ? ( )
Вот такая ИКТ-подкованная школа…
И все-таки проект, о котором пойдет речь, начался не только с нее и не только с президентской программы. Старт был дан на торжественном мероприятии в другом учебном заведении и даже в другом городе.
Медиамотивация
9 декабря 2006 года школа №3, но уже не Шумерля, а Канаша, тоже праздновала. Но уже другой юбилей – свое семидесятилетие. Апофеозом вечера стало заключение «Триумвирата» – договора о сотрудничестве трех школ Республики Чувашия: школы №3 города Канаша, школы №3 города Алатырь и школы №3 города Шумерля. Сотрудничества не совсем традиционного. Учителя, ученики и директора школ (Марат Шадаев, Сергей Яргунин, Марина Клементьева) создали единое образовательное пространство, в котором образовательные учреждения будут приобретать опыт в дистанционном обучении и общении. Тема эта очень непростая и для вузов, для специалистов ДО, а тем более для средних школ. Чтобы заниматься этой проблемой, нужна основательная база. И она у Триумвирата есть.
В канашской школе, например, в теории и практике уже разработано понятие «урок с компьютерной поддержкой», проще говоря – «медиаурок». Директор школы Марат Шадаев рассказывает: «С поступлением компьютерной техники учителя нашей школы активно стали применять ее в своей работе: сначала готовили раздаточный, дидактический материал, затем стали использовать электронные учебники, а теперь уже сами моделируют урок». В чем преимущества медиаурока? Конечно, не в том, что во время занятия в классе торжественно включаются компьютеры! А вот в чем:
повышается эффективность образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появляется возможность моделировать объекты и явления; автоматизировать рутинные операции;
школьники учатся применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, обрабатывать учебную информацию на компьютере;
это хорошая возможность организовывать индивидуальную работу и развивать познавательную самостоятельность школьников;
формируются навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработка, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей).
Дистанционные будни
Дистанционное общение началось уже в январе этого года. В дни школьных каникул был организован виртуальный мост «Канаш – Шумерля». Два часа ребята из двух школ переписывались при помощи электронной почты. Ученики канашской школы № 3 рассказали о своих традициях, клубах, работающих в учебном заведении, об интерьере школы, учебе, даже достопримечательностях города. В кабинете информатики собрались учителя, ученики, даже малыши прибежали пообщаться он-лайн. А на другой стороне моста ребята составили портрет среднестатистического ученика школы №3 города Шумерли. Получился целый алфавит из определений: «активные, бодрые, веселые, гостеприимные, добрые…» и так далее.
А дальше начались дистанционные будни. Учитель географии из Шумерли Елена Голованова, кстати, один из координаторов проекта, создала элективный курс «Мой город», состоящий из 10 модулей и рассчитанный на 10 недель обучения. Курс был размещен на сайте шумерлинской школы, так же как и элективный курс «Введение в научно-исследовательскую работу», и серия дистанционных курсов учителя математики канашской школы Татьяны Щербинской (этот материал выложен на сайте школы: http://gov.cap.ru/HOME//61/obraz/3/elekt.html). Географию родного города ученики каждой из трех школ изучили отдельно, а результаты подвели на очной встрече, где каждый участник Триумвирата защищал творческий проект «Мой город».
Вообще для дистанционного обучения и виртуального общения было выбрано идеальное сочетание заочной и очной форм. Дети изучают этимологию названий улиц Канаша и Шумерля, пересылают свои исследования по электронной почте «коллегам», составляют сравнительную характеристику и уже в живом общении обсуждают детали проекта.
Или наоборот. Только шумерлинцы побывали в гостях у ребят из Канаша, как решили закрепить дружбу в виртуальном общении во время конкурса-викторины знатоков русского языка. В феврале целую неделю восьмиклассники придумывали для викторины вопросы, отослали друг другу и затем в течение часа две команды по пять человек отвечали на непростые вопросы, которые требовали от детей не только знаний, но и эрудиции, смекалки. А в весенние каникулы прошел очный тур викторины…
Поездки друг к другу в гости и виртуальное общение продолжались весь учебный год. Конечно, в сентябре Триумвират заработает с новой силой. Проект очень нужен детям и педагогам. Ведь он помогает всем участникам образовательного процесса понять, что компьютер не враг, отвлекающий детей от учебы, а средство, позволяющее оптимизировать учебный процесс, сделать обучение более наглядным и действенным.
Школьный сайт – своего рода интернет-представительство образовательного учреждения в Мировой сети. Здесь есть сведения о школе, ее истории, коллективе, предоставляемых услугах и, конечно, фотоархив, новости, объявления, методические разработки учителей, творчество учеников.
Что еще должно быть на сайте школы?
Как его создать и организовать его работу?
Об этом читайте в августе в №3 газеты «ИКТ в образовании».
Подписной индекс 36897 по каталогу агентства «Роспечать».
Комментарии