search
main
0

Viva la diva! Музыка делает человека не только умным, но и красивым

8 Марта она отмечает на работе. Для камерной певицы Анны Половинкиной это в порядке вещей. У артистов праздник – самая страда. Но и для преподавателя академического вокала музыкально-хоровой школы «Радуга» подмосковного Реутова Анны Половинкиной уроки в выходной тоже не новость. Ни она, ни ее юные воспитанники-вокалисты праздников и каникул в принципе не признают. Им только дай волю, они будут петь, не замечая смены дня и ночи, шлифуя каденции и оттачивая колоратуры.

– Какой отдых, о чем вы! – машет рукой Анна. – Нам через три недели улетать в Калининград, на X Международный конкурс вокалистов имени Зары Долухановой «Янтарный соловей». Дел по горло. Ведь семерых солистов везу, и у каждого по четыре сложнейших номера: от Глинки и Рахманинова до Шуберта и Верди. Так что спасибо нашему директору Ирине Васильевне Ивановой, которая помогает нам во всем, а главное – позволяет заниматься до позднего вечера, открывает нам «Радугу» и в будни, и в праздники.Юные певцы, надо сказать, в долгу перед родной школой не остаются. За три года не было случая, чтобы вернулись с конкурсов – областных, всероссийских, международных – без наград. Как правило, везут «золото» и «серебро», если же вдруг случается «бронза» или, не дай бог, всего лишь специальное упоминание жюри, это уже повод для серьезного «разбора полетов». Выходит, где-то недотянули, сбавили темп.Практически все солисты «Радуги» – обладатели именной стипендии для одаренных детей губернатора Московской области, а Инна Кудряшова только что стала лауреатом Премии Президента России.Апельсинки не родятся от осинки. Это про Анну Михайловну и ее детей. Выпускница Новокузнецкого училища искусств по классу скрипки, вокального отделения Российской академии музыки имени Гнесиных (класс народной артистки России, профессора Галины Олейниченко и класс камерного пения профессора Елены Сапожниковой), а потом и аспирантуры, она сама не только победитель и призер многочисленных международных конкурсов, но действующая камерная певица. С занятий в «Радуге» мчится в родную Гнесинку, где работает иллюстратором у начинающих концертмейстеров в классе Нателлы Тевдой-Бурмули, оттуда на концерт. И так по кругу. А ведь случаются еще и гастроли: ее чистое мощное сопрано звучало под сводами Софийского оперного театра, в филармониях Калининграда и Твери, в Консерватории Екатеринбурга, в столичном Международном Доме музыки и в Большом зале Московской консерватории.- Знаменитая певица и педагог Рузанна Павловна Лисициан сказала мне недавно, как важно, что я не оставляю концертную деятельность, – замечает Анна. – Получается, я даю детям не только знания, но и собственный живой опыт – музыкальный, сценический, конкурсный, гастрольный. Мы стараемся не пропускать ключевые конкурсы, если есть возможность, беру детей с собой выступать на взрослых профессиональных площадках.Важно, что с ребятами я работаю не одна, у нас сложилась потрясающая педагогическая команда. Моя мама, мой главный учитель и друг Наталья Леонидовна Александрова, руководитель младшего и старшего хора «Радуги», тренирует солистов по фонопедическому методу развития голоса профессора Виктора Вадимовича Емельянова. Эта система готовит голосовой аппарат на физиологическом уровне. Академическую манеру пения ученик получает от меня. А потом за рояль садится Иван Александрович Шарапа, приглашенный концертмейстер конкурса Паганини, выдающийся, на мой взгляд, пианист, с которым мы выступаем уже десять с лишним лет. И вот благодаря этому удивительному содружеству – профессиональному и дружескому – музыка в исполнении наших ребят и становится музыкой.Она могла бы стать оперной певицей. Возможности были. Могла уехать петь за границу. Приглашали. Но, по словам Анны, для оперной сцены у нее не тот характер – слишком много в ней самовольной творческой энергии. Ведь что такое оперный певец? Послушный исполнитель, которому дирижер рассказывает, как петь, режиссер – о чем петь, директор труппы – где и когда петь. Ее это не устраивает. То ли дело камерное пение, которое дает полную свободу интерпретаций и абсолютное погружение в музыку. То ли дело педагогика, которая дарит радость сотворчества и неиссякаемый каскад побед, больших и маленьких, каждый день.Своих ребят она учит не только брать чистые правильные ноты. Девочкам рассказывает, как правильно краситься. Это для них важно: артистка должна выходить на сцену красивой, даже если ей всего 11 лет. Объясняет, почему нужно спать не меньше девяти часов в сутки, заниматься спортом и хотя бы раз в день есть горячее. Показывает им умные фильмы. Вот и сейчас в Калининград они берут с собой «Идиота» – 10 серий, снятых по роману Достоевского. Будут смотреть их вместе, дети в предвкушении. Если юный солист исполняет произведение Листа на стихи Гете, Анна Михайловна не преминет поинтересоваться, что ему известно об обоих авторах. Одним словом, она старается учить их всему, что знает и умеет сама, не только в музыке, но и по-человечески.- Анна Михайловна, а чем дети-вокалисты выделяются из толпы?- Воспитанием и умением держать себя – это прежде всего. Плюс к этому они все у меня большие трудяги, настоящие стоики. Они много чего должны знать помимо сольфеджио и инструмента. Так как поют не только по-русски, но еще и на латыни, по-итальянски, по-французски и по-немецки, им нужно писать транскрипции и переводить свои партии. А еще они очень красивые, ведь у них в глазах мысль плещется. Не мною замечено, что сформированный и наполненный внутренний мир всегда отражается на лице, психика переходит на физику. И вот смотрю я на своих девочек и мальчиков и думаю: «Господи, какие же вы невозможно прекрасные! Насколько ярко музыка высветила в вас все, природой заложенное!» Впрочем, что я вам рассказываю?! 18 марта у меня сольный концерт в Историческом музее на Красной площади в составе трио «Орфей». И мои ребята будут петь со мной. Приходите и сами все увидите!Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), Реутов, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте