По официальным данным Росстата, количество инвалидов неуклонно растет, за 30 лет это число выросло в 10 раз, и это существенно для нашей страны.
Сегодня есть различные варианты обучения, это специальные школы-интернаты, коррекционные классы общеобразовательных школ, домашнее и дистанционное обучение. Мне кажется, что все эти виды обучения по разным причинам односторонне не состоятельны в том контексте, что не дают в полной мере одного из самых необходимых умений в жизни – социализации в обществе и реализации человека как личности. Проще говоря, из-за существующего обучения инвалиды находятся в изоляции, по окончании обучения настоящим шоком оказывается существующий мир. Да и здоровым жителям требуется уверенность, что если они попадут в сложную ситуацию и станут инвалидами или если у них в крайнем случае появится ребенок-инвалид, то вместе с этим статусом они не получат статус изгоя. На личном опыте я убедился в правоте такого утверждения. Я учился в школе, никто не знал, что у меня есть инвалидность, я, как все, на общих правах поступал в университет, чтобы доказать себе и обществу, что инвалидность – это дополнительная мотивация, чтобы учиться дальше. К сожалению, мало кто из инвалидов имеет мотивацию к дальнейшему обучению. У них есть идея: я неполноценный, мне образования уже хватит, получаю хорошую пенсию и больше ничего не надо. Я считаю, что инклюзия помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей, что наиболее важно, поддерживать детей с особенными потребностями в их праве быть равноценными членами общества. Кроме того, инклюзивные подходы помогут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что дает именно шансы для возможности и для лучшей жизни, это очень важно для такого ребенка. В условиях, когда больные дети и здоровые растут вместе с самого начала, как в западных странах, и те и другие могут воспринимать друг друга более или менее адекватно. Обычные дети не чувствуют превосходства, а больные не чувствуют своего рода ущербности, можно и так выразиться. Кроме того, мировой опыт доказал результативность такого метода как с социальной, так и с экономической точки зрения.Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, требуется не только принять закон о специальном образовании или образовании лиц с ограниченными возможностями, но и преодолеть общественные предрассудки, а также создать институционные условия для реализации прав инвалидов. Все необходимые права у лиц с ограниченными возможностями – позитивная дискриминация, финансовая поддержка, информационное обеспечение, но страдает именно механизм реализации прав, который мы должны скорректировать.На базе МГУ идет активная работа по развитию деятельности межвузовского образовательного ресурсного центра для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для того чтобы создать благотворительные условия для получения высшего образования и послевузовского устройства, есть подобные центры и в других вузах. Но они выполняли бы свою функцию более эффективно, если бы были синхронизированы и решали общую задачу менее разрозненно. Именно на базе сети таких синхронизированных центров возможно претворение в жизнь идеи инклюзивного образования в вузах. Конечно, силы одного или даже нескольких университетов мало, поэтому требуется определенное закрепление в правовой почве. Я думаю, что вводить инклюзивное образование лишь административными методами сверху нецелесообразно, нужна активная заинтересованность лиц с ограниченными возможностями. Только это позволит им адаптироваться, конечно, с содействием государства к современным реалиям существующей жизни. Стимул к развитию – одна из основ инклюзивного образования. Показателен пример того же «Таланта преодоления» – именно благодаря ему я искренне поверил в себя.Существует общеизвестное мнение, что по цивилизованному социуму можно судить об отношении общества к индивидам и к инвалидам. Все мы стремимся к одной цели – создать настоящее сплоченное общество, где все люди помогали бы друг другу, любили друг друга и стремились вместе создать все возможное для развития страны. Только с помощью интеграции, отказа от обособления и конструктивного диалога можно улучшить нашу жизнь, причем не только жизнь инвалидов, но и всю жизнь общества в целом. Я искренне надеюсь, что в скором времени благодаря нашей деятельности, оказанию помощи больным детям в социализации все негативные факторы не будут помехой для нормального общения.
Комментарии