– Что надо знать учителю, чтобы стать тем человеком, который, став перед ребенком, отвечал бы не только за предметную составляющую, его знания, но и за то, что называется личностным развитием?
Я в течение многих лет и до сих пор и со своими аспирантами, и со своими докторантами изучаю простую вещь: как у детей в возрасте от 12 до 18 лет развиваются понятия, мы оцениваем обращение учителя к ребенку – то что он делает вместе с ребенком, что он делает против ребенка в отношении к нему сам и вместе с другими взрослыми. Результат усвоения понятий, принимаемый ребенком в смысле того, что ему дают, колеблется в невероятных диапазонах в зависимости от того, как с ним ведет себя взрослый. Надо сказать, что в психологических теориях и в психологической практике это было отражено, это буквально принцип дополнительности, но где находится эта дополнительность для самого психолога? Для нас в наших исследованиях это собственно формы взаимовзаимодействия, взаимопонимания, взаимосодействия взрослого и ребенка, учителя и ребенка, которые определяют фактически весь процесс сначала взаимопонимания (это показано в наших работах), а потом и понимания. Мы говорим о том, что от личности учителя зависит личность и будущее ребенка, потому что не может ученик знать больше, чем знает учитель. Это тот критерий, по которому мы должны оценивать нашего учителя. Эту дополнительность, которую наблюдают психологи – в частности, мы в своих работах, – относят именно к тем формам личностного и взаимоличностного участия, содействия, сопонимания и взаимопонимания взрослого и ребенка, с которыми мы сталкиваемся в своих работах. Этот вопрос невероятно важен, вообще говоря, он традиционен для русской философской мысли, для русской школы. Если мы возьмем традиции, с которыми связаны работы Бердяева, Соловьева, то, в частности, Алексей Лосев наиболее полно в своей диалектике показал, что есть одно и есть другое, одно становится другим, а другое – одним, все взаимосвязано, есть взаимостановление одного в другом. Это взаимостановление и есть процесс, который определяет, что мы в результате найдем потом в растущем человеке и что мы хотим видеть в нем. Без нового учителя, в котором есть эта дополнительность, нельзя построить нашу новую школу.
Новая школа – школа для всех, в любой школе будет обеспечиваться социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени. Что это значит?
Вместе с наукой нового времени в школу приходит нечто принципиально новое. В 17-м году прошлого столетия, когда потребовались хорошие исполнители всех заводских процедур, школы начали наделять детей особыми знаниями и умениями.
Это была так называемая массовая школа, она отличалась от замечательной средневековой школы, когда мастер своим примером, сопричастностью ученика к его деланию вводил ученика в такую ситуацию, когда тот начинал понимать смыслы делания от руки. Эта взаимопонимающая часть перешла в массовую школу, личность мастера и его умения, его профессиональный уровень, которые до этого имели значение, стали пропадать, все ушло в бессмысленность массового производства человека. Для психологов очень важно, что в разном возрасте по-разному нужно строить процессы обучения и воспитания детей. Это важно, потому что в разном возрасте необходимо строить реально действующие позитивные и эффективные учебные ситуации, которые помогают не только передавать знания, но и строить личность ученика. Возрастной подход принципиально важен в новой инициативе «Наша новая школа», он позволяет объединять наши усилия и двигаться вперед.
Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, восприимчивые к интересам школьников, эти совнимающие, сопереживающие учителя как раз и открыты ко всему новому. Учителя – это ключевая особенность школы будущего. Вот, оказывается, какой нам нужен учитель, и, готовя будущего учителя, мы должны это учитывать. Нужна способность человека не просто передавать знания, а и воспитывать личность ребенка, а это происходит через понимание, совнимание, соделание, то есть через такие способности, без которых обучение и воспитание невозможны.
Комментарии