Что сделали люди, имеющие отношение к разработке и апробации профессионального стандарта педагога, для того чтобы этот стандарт стал живым, стал инструментом для самой педагогической общественности, чтобы те участники процесса, которые в нем участвовали, понимали – результаты их труда имеют значение для самих педагогов и воспитателей? Всероссийский съезд, который состоялся в МГППУ, подвел итоги всей этой работы и ответил на многие вопросы, которые возникали по ходу дела.
Активным исполнителем задачи, поставленной Минобрнауки РФ по разработке стандарта, стал директор московский школы №109 Евгений Ямбург, который представил для обсуждения педагогической общественности концепцию развития педагогического труда «Что такое современный учитель» и положил ее в основу стандарта. В России состоялась бурная дискуссия по этому поводу, очень интересные обсуждения. В конце концов произошло четкое осознание того, что в формальную рамку Минтруда РФ наш живой стандарт загнать невозможно, что идеи творческого труда учителя не реформируются в строгих требованиях этой рамки. Мне кажется, что сегодня главный результат того, что сделано, – это очень серьезные дополнения в стандарт, которые у нас уже есть. Эти дополнения доказывают: профстандарт – очень живая система, это не какой-то готовый и жесткий набор листов бумаги, который зачитывают и который лежит на полке, это инструмент в руках самого педагогического сообщества, для того чтобы организовать деятельность педагогов в соответствии с тем, как записано в самом профстандарте. Три вещи сопровождали работу по апробации профстандарта. Первое – это охват и многогранность работы, охватившей 21 регион страны. Эта работа была очень эффективной и неформальной, ее отличала корпоративность всех тех, кто, собственно, принимал участие в разработке стандарта. Не могу не сказать прежде всего о самом педагогическом сообществе. То, что сделал Евгений Ямбург, трудно переоценить, он был рупором этого стандарта, и, пожалуй, нет ни одного субъекта Российской Федерации, где бы идеи той работы, которая проведена, не обсуждали на уровне регионального педагогического сообщества региона. Второе – это сотрудничество с Общероссийским профсоюзом образования. Это была очень непростая работа, но профсоюз очень много сделал для того, чтобы мы могли довести разработку и апробацию стандарта до конца, те предложения, которые мы делали по стандарту, безусловно, созвучны тем целям, которые профсоюз достигал вместе с нами. Третье – работа над стандартом шла совместно с деятельностью по модернизации высшего педагогического образования, одновременно с предложениями по профстандарту, у нас появились предложения по доработке ФГОС высшего педобразования, что имеет колоссальное значение для развития всей педагогической системы. Я теперь могу сказать, что сегодня системно поставлен вопрос о педагоге, о том, как готовить учителя, как повышать его квалификацию. Нам теперь есть что сказать дальше, поскольку профстандарт не какой-то законченный документ, а процесс, который имеет свои предпосылки и условия для дальнейшей реализации. Мы можем сказать: само профессиональное сообщество теперь использует стандарт для защиты своих собственных интересов, своих собственных возможностей, стандарт при правильном понимании этого документа оказывается тем необходимым средством, которое становится на защиту самого учителя, его труда. Если мы достигаем такого результата, значит, движемся в правильном направлении.
Комментарии