search
main
0

Виталий РУБЦОВ: Нам нужно учиться понимать ребенка

Стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога до сих пор остаются одними из самых актуальных тем для обсуждения педагогическим сообществом. Они приняты, и теперь их надо воплощать в жизнь. О том, как это сделать так, чтобы идеалы не разошлись с реальностью, мы решили спросить у непосредственного разработчика обоих знаковых документов ректора Московского городского психолого-педагогического университета Виталия РУБЦОВА. Не обошли мы вниманием и другие важные и острые вопросы, волнующие учителей и родителей.

– Виталий Владимирович, что и как, по-вашему, нужно менять в подготовке воспитателей в связи с принятием стандарта дошкольного образования?- Что такое профстандарт? Фактически это требования к трудовой функции того человека, кто будет обеспечивать выполнение стандарта. А какие две главные компетенции педагога-дошкольника? Прежде всего  умение строить совместную игровую деятельность с ребенком и умение с ним общаться. А теперь еще вопрос: как готовить такого воспитателя? К сожалению, у нас до сих пор доминирует кабинетная, лекционная система подготовки. Требование времени – переходить к практическому обучению. Подготовка должна быть практико-ориентированной, то есть она должна осуществляться на реальной базе дошкольных и школьных образовательных учреждений. Мы, кстати, эту базу у себя в МГППУ уже создали. Кроме того, необходима психологическая подготовка воспитателя. Возьмем зарубежный опыт. В Финляндии, например (а эта страна является сегодня безусловным лидером европейского образования), воспитатель получает серьезнейшую психолого-педагогическую подготовку, цель которой – научить его понимать ребенка и общаться с ним. – Совпадают ли требования стандарта и общества к развитию ребенка на выходе из садика? – Ведущая деятельность дошкольников – игровая. Нам нужно создавать такие условия, при которых у малыша развиваются символизм, воображение и конструктивизм. Именно по этим показателям и надо оценивать развитие ребенка. Родители должны прекратить бесконечное натаскивание и обучение своих детей всему на свете. Им все кажется, что они что-то упускают, что-то пропустили в развитии любимого дитяти… Да не волнуйтесь вы, пожалуйста, дорогие родители! Ваш ребенок обязательно будет и читать, и писать! Нет, конечно, пусть мамы и папы читают с ним, складывают и вычитают, но только все должно быть построено на игре и общении с ребенком. Итак, все эти навыки должен развивать у детей воспитатель. К сожалению, в наших дошкольных образовательных учреждениях мало работают над созданием воображаемых ситуаций. Между тем ребенок, который умеет фантазировать, потом прекрасно будет учиться в школе. Что там говорить, современный ребенок перегружен. Это обязательно скажется в начальной школе и после. Мотивация ребенка к обучению будет ослабевать, или у него начнутся проблемы со здоровьем. Поэтому я призываю родителей: берегите своих детей. Социально успешный ребенок – это ребенок инициативный. Дайте ему быть инициативным, и он обязательно социализируется! – Пока неизвестно, насколько дети психологически готовы к требованиям новых стандартов. Какая-то помощь им предусмотрена?- В стандарте начальной школы прямо говорится о психолого-педагогических условиях реализации основных образовательных программ. Таким образом, школа должна обеспечить психологические условия для того, чтобы ребенок достигал образовательных результатов. Я считаю, что школа, в которой учатся 500 ребят, должна держать в штате как минимум одного психолога. Во всех хороших московских школах так оно и есть. Существуют также психолого-медико-социальные центры. Их работа сейчас перестраивается так, чтобы они могли курировать школы. Например, если у школы по какой-то причине нет психолога, его работа должна выполняться педагогами школы при сопровождении такого центра. Второе направление деятельности психолого-медико-социальных центров – это дети с особыми образовательными потребностями:  дети с инвалидностью, с повышенной мотивацией (одаренные), девиантные дети. Всем им необходимо специальное дополнительное психологическое сопровождение. – Сейчас роль родителей в обучении, как никогда, велика. Без их помощи не обходится, например, проектная деятельность, которая начинается с начальной школы. Правильно ли это, на ваш взгляд? – Я считаю участие родителей в процессе обучения обязательным. Если родители не хотят потерять своих детей к подростковому возрасту, им нужно быть вместе с ними и рядом с ними, соучаствовать во всех их проблемах, в их деятельности, в обучении. Надо проживать с ребенком его жизнь. Наша культурно-историческая традиция такова, что мы неразрывно связаны с нашими детьми. Однако, увы, в силу многих социальных причин детям сегодня уделяют все меньше и меньше внимания. Еще раз обращаюсь к родителям: не отпускайте своих детей! Как только почувствуете, что вам трудно найти контакт с ребенком, ищите любые пути, договаривайтесь с ним. У МГППУ есть портал «Детская психология», на который каждый день заходят тысячи родителей. Они задают разные, порой трудные вопросы и получают бесплатную консультацию. Родителей необходимо просвещать. Им надо рассказывать о том, что такое современные дети, почему они так отличаются от нас и что со всем этим делать. Приведу ставший уже классическим пример. Один пятилетний мальчик впервые приехал в деревню, где увидел за окном сидящую на стекле бабочку. Обрадовавшись, он подбежал к окну и, чтобы хорошо разглядеть ее, начал на стекле раздвигать пальцы,  как на своем айпаде, когда нужно увеличить изображение. Беда в том, что, когда дети погружаются в виртуальный мир, велика опасность возникновения у них болезней, связанных с этим, реальным, миром. Особенно это опасно в подростковом возрасте, когда происходит разрыв между «я-реальный» и «я-идеальный». – Может, есть смысл уделить большее внимание психологической подготовке родителей?- Это надо делать на государственном уровне, и многое, кстати, уже делается. В Национальной стратегии действий в интересах детей, подписанной Президентом РФ в 2012 году, специальным пунктом идет просвещение родителей. – Почему авторитет учительской профессии сейчас так низок, по-вашему? – Тут целый комплекс проблем, и они точно обозначены в Концепции поддержки развития педагогического образования. Эта концепция разработана рабочей группой при Министерстве образования и науки РФ, которую возглавляет Павел  Брунович Мрдуляш. Возьмем, скажем, проблему входа в профессию. Почему-то мы отбираем математиков, физиков, юристов, экономистов, считая, что эти люди обязаны иметь призвание и способности. А что, педагогом может быть каждый? Это принципиальная ошибка, на уровне понимания, что же такое учительская профессия и что такое настоящий учитель. Распространенным заблуждением является и то, что университетский специалист в области физики, математики уже готовый для школы учитель. Да ничего подобного! Как минимум ему необходимо пройти курс психолого-педагогической подготовки. При этом еще и детей любить надо. Потому что без любви эта профессия не работает. И человек, который хочет стать учителем, должен все это пройти.Еще одна проблема, которую предстоит решать: у нас диплом о высшем образовании равняется квалификации – такому-то в таком-то году таким-то вузом присвоена квалификация учителя. Но разве это одно и то же? В Финляндии, о которой мы уже говорили, диплом – это только уровень образования, а вот квалификационный экзамен (или собеседование) принимает (или проводит) профессиональное сообщество. Например, учителя географии может оценить только профессиональное сообщество учителей географии. И после экзамена оно, и только оно, выдает соответствующий сертификат.  Наконец, так называемая проблема выхода и удержания в  профессии. О какой престижности учительства можно говорить, если у выпускника педвуза нет никаких перспектив карьерного роста? Эти перспективы, эти «этапы большого пути» надо задать. Ведь понятно, что если у тебя степень бакалавра, то ты еще не учитель, и для тебя пока в самый раз должность помощника школьного учителя. И только тогда, когда ты окончишь магистратуру, только тогда станешь полноправным педагогом. – Давайте поговорим о профессиональном стандарте педагога. Его до сих пор критикуют за то, что он предъявляет к учителю повышенные требования. Как их соотнести с действительностью? – Профстандарт педагога, с одной стороны, – это действительно некая модель идеальной формы. И этот стандарт действительно задает очень высокую планку. Но как иначе? Ведь речь-то идет о людях, которые работают с самым ценным человеческим капиталом – детьми. К тому же если мы не выстраиваем стандарт как пространство возможностей,  кому он вообще нужен? С другой стороны, и об этом мы много говорили на недавнем Всероссийском совещании по апробации профстандарта педагога, которое прошло в МГППУ с участием министра образования Дмитрия Ливанова, ведь стандарт определяет не только специфику работы учителя и его трудовые функции. В основе стандарта лежит деятельностный подход. А это значит, что учитель должен владеть: а) обучением как деятельностью, б) воспитанием как деятельностью, наконец, в) развитием как деятельностью. Чувствуете разницу? Деятельностная основа стандарта – это то, на чем будет возводиться вся наша система образования, и в этом смысле профессиональный стандарт педагога никакая не идеальная модель, а вполне реальное руководство к действию.  И знаете, что является подтверждением моих слов? Школы народной педагогики – каждый народный учитель индивидуален, самобытен. Я видел в деле профессоров Соколянского, Мещерякова и Ильенкова, выстраивавших методику и технологию работы со слепоглухими детьми в Загорске. Один из результатов их великого труда – слепоглухой профессор Александр Васильевич Суворов, доктор психологических наук, профессор МГППУ и еще семи университетов. Как готовить учителей по новому стандарту? Приходите к нам, посмотрите. В структуре нашего университета появились детские сады, школы, центры – все это отличная клиническая база для студентов, которые, надеюсь, смогут не только работать по новому стандарту, но и активно продвигаться в своем профессиональном сообществе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте