Виталий Яковлевич ПАЩЕНКО – доктор философских наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Общественно-политического центра при Московском университете, автор уникальной книги “Идеология евразийства”. На данный момент он, пожалуй, является единственным научным специалистом в области евразийства.
– Виталий Яковлевич, почему сегодня все чаще звучит термин “евразийство”, ведь само это явление было распространено в первой половине XX века?
– Рубеж веков, на котором мы сейчас с вами находимся, действительно ознаменован для нашей страны ренессансом евразийства. Причем и в политическом плане, и в географическом, и в идеологическом. Сейчас обращение к этому течению появилось из-за неудачных попыток либеральных реформ, о которых сейчас даже говорить стало дурным тоном. Последствия этих реформ мы все до сих пор испытываем на себе, и когда сможем освободиться от их негативного влияния – неизвестно. Россия на протяжении своей истории испытала монархический путь, коммунистический, либерально-демократический (даже два раза), но ни один из них не прижился и не принес ощутимых результатов обществу. И, таким образом, остается одна альтернатива – испытать свой собственный, российский путь, рожденный среди русского общества, предложенный патриотами страны, то есть евразийский.
– В чем заключается суть евразийства?
– Концепция евразийства достаточно прозрачна. В общефилософском смысле она заключается в том, что история имеет не линейный путь от низких к высоким стадиям, а представляет собой поле для развития цивилизаций, культур. То есть история – это способ существования отдельных цивилизаций, проходящих свой круг развития, начиная от зарождения (что очень хорошо описано и обосновано теорией пассионарности Л.Н. Гумилева) и заканчивая смертью. Цивилизации возникают и существуют не синхронно, культуры не пересекаются. Европейская цивилизация сама для себя признала свою романо-германскую культуру общечеловеческой и навязывает ее как некий критерий развития всем остальным культурам и цивилизациям. Попытка повторить европейский путь ведет к гибели самобытности. Призывы войти в общечеловеческий дом, приобщиться к мировой культуре есть не что иное, как профанация с научной точки зрения и попытка уничтожить нашу культуру, если смотреть с политической точки зрения. Евразийцы настаивали на сотрудничестве с Европой и признавали ее право на существование, но были категорически против перенесения европейских ценностей на российскую землю. Среди предвосхитителей евразийства можно назвать К. Леонтьева, Н. Данилевского и многих других, включая даже А.С. Пушкина.
Второй аспект евразийства – это их государственность. Они считали, что расцвета цивилизация достигает, лишь создавая свое собственное государство. Именно с этим пунктом никак не могут согласиться либералы, упирающие на права личности и т.д. Но мы видим, что прав у людей больше именно в крепком, целом государстве. Такие теоретики евразийства, как Н. Трубецкой и П. Савицкий, еще в середине 30-х годов нашего столетия говорили об опасности двойной морали: одно дело то, что делаем мы, другое, что делают они. И сейчас этот принцип великолепно демонстрируют США, рассуждая о демократии в мире и подавляя ее у себя в стране. А из такой жесткой позиции по отношению к государственности вырастает и понятие патриотизма.
А каковы позиции данного течения в отношении так любимой либералами личности?
В ответе на этот вопрос прежде всего стоит сказать о концепции соборности, которая впервые была освещена в трудах Константина Леонтьева. Данная концепция предполагает, конечно, наличие личностей, их прав и т.д., всего того, что действительно составляет основу либеральных течений. Но в евразийстве любая личность должна подчиняться высшему благу и думать прежде всего о таких немодных сейчас категориях, как интересы Родины, народа, всеобщее благо, и других, а не только о собственном животе и шкурном интересе. Ведь, как я уже говорил, личность только тогда сможет раскрыться, когда для этого созданы, причем совместными усилиями, определенные условия. А дальше, рассуждали евразийцы, когда личность и народ связаны таким гармоничным образом, наступает фаза симфонической, соборной личности, которая уже не мыслит себя вне рамок данного общества. И, на мой взгляд, именно такой подход к рассмотрению личных и общественных интересов позволит на данный момент избежать дальнейшего падения страны. Надо уже понять, что жить только на воровстве и продаже того, что было накоплено за предыдущие годы, долго не сможет никто. Надо что-то производить, чтобы повышать уровень благосостояния населения России. Соответственно, если мы все хотим будущего для страны, для себя и для своих детей, надо гражданам думать о государстве, а государству – о своих подданных. Только таким путем возможно построение общества, которое будет уважать свое прошлое и будущее.
– Имеет ли евразийство сейчас какое-нибудь развитие, или оно осталось неизменным с самого момента появления?
– Вот несколько фактов: недавно организована Евразийская социологическая ассоциация во главе с академиком Осиповым, директором Института социологии РАН. Также впервые заключен договор о Евразийском экономическом межгосударственном сообществе осенью прошлого года. В Алматы открылся Евразийский университет им. Л.Н. Гумилева. Несколько дней назад объявлено о создании евразийской политической партии. Интервью В.В. Путина “Независимой газете” озаглавлено “Россия – евро-азиатская страна”. Вот далеко не полный перечень того, что недавно появилось на базе этого течения. Заявленная Примаковым линия Москва -Дели – Пекин получает свое дальнейшее развитие в виде последних поездок президента. Все это свидетельствует о том, что правительство и народ отходят от однозначного ориентирования на Запад и поворачиваются на Восток.
– Многие усматривают в таком подходе к государству и патриотизму российский империализм, великорусский шовинизм и т.д. Так ли это на самом деле?
– Конечно, неоевразийцы заявляют, что должна быть восстановлена наша страна. Разговор идет не об СССР, а о месторазвитии нашего этноса. Новое объединение может быть на федеративном, конфедеративном уровнях, необязательно на уровне союза. Но государство должно быть восстановлено, иначе оказывается нарушен естественный ход развития нашего с вами этноса, цивилизации. Евразийские идеи получают сейчас мощное развитие в Молдавии, Казахстане, Белоруссии и других частях бывшего союза. Объективные законы развития экономики, обороны страны и других вещей требуют от нас именно близких взаимоотношений с бывшими республиками. То есть цель современных евразийцев – воссоздание евразийского ландшафта с тем, чтобы продолжилось развитие нашей культуры, цивилизации, этноса. И это не империализм России. Это естественное стремление людей, проживших вместе на одной почве, в одном месторазвитии, продолжать двигаться дальше вместе.
– Евразийство – течение сугубо российское или все же межгосударственного масштаба?
– Только что я вернулся из Китая, где открылся Центр по изучению евразийства. Эта поездка убедила меня в том, что следование принципам евразийства присуще не только России. Интерес как к этому течению, так и к сотрудничеству с нашей страной там огромный. Колоссальный опыт, накопленный китайцами за годы последних перемен, свидетельствует именно о жизнеспособности и правильности евразийского пути. Очень многие страны сейчас пристально наблюдают за Россией, следя за тем, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие. И если мы выберем опять не тот, то шансы остаться без дружеской поддержки и, понимая, без собственного будущего очень велики. Допускать этого, конечно же, нельзя.
– Какие проекты предлагались тогда и предлагаются сейчас евразийцами в области образования?
– Центром образования для прошлых евразийцев, безусловно, было христианское, православное воспитание. Несмотря на то, что они выступали против большевиков, евразийцам очень импонировала их политика в области образования. Занятия с детьми, привитие им своей истории, патриотизма, тезис “в здоровом теле – здоровый дух”, борьба с безграмотностью, с проституцией, с воровством – все это до сих пор привлекает любых здравомыслящих людей. Противостояние “тлетворному влиянию Запада”, как бы смешно это ни звучало, тоже давало свои результаты. Стоило нам отказаться от этого лозунга, как наша молодежь тут же начала и продолжает до сих пор скатываться в пропасть наркомании, цинизма, отупения и т.д. Воспитание не вседозволенности, а уважения к стране, людям, себе – вот политика евразийцев в данной области. Незначительная часть наших детей может похвастаться сейчас тем, что противопоставила всем прелестям поп-культуры, индустрии наслаждения свое целостное, здоровое во всех отношениях Я. Именно здесь кроются причины вражды с либерализмом – в ложно понятом понятии свободы личности. Евразийцы также всегда выступали против платного образования, считая, что именно грамотность населения выведет Россию на первое место в мире по уровню развития науки, культуры.
– Не скатывается ли евразийство до “теории мирового заговора” в своих эсхатологических предсказаниях относительно роли Запада и России в мировой истории?
– Скорее это проблема не “теории мирового заговора”, а теории глобализма. Не думаю, что это так. Просто, мысля государственно, приходится брать за единицы измерения огромные категории “народ”, “цивилизация”, “страна” и т.д. Среди евразийцев было много мыслителей совершенно разных конфессий и национальностей, и их главный тезис все же был в протесте против объявления одной цивилизации универсальной, общей, примерной, подлежащей копированию.
– Насколько нынешняя политика президента соответствует евразийским принципам?
– Я сейчас готовлю большую статью под названием “Евразиец ли Путин?”. Смысл ее в том, что если В.В. Путин хочет остаться и стать президентом возрожденной России, а не государства в пределах Садового кольца Москвы, то он волей-неволей толкается на этот путь. Он должен делать во многом то, что более полувека назад советовали делать евразийцы. В противном случае и его личная судьба, и его роль президента будут сведены к минимуму. И как ни странно, он пока делает шаги именно в нужном, евразийском направлении. И резюме этой статьи такое, что “скорее да, чем нет”. И я считаю, что есть много оснований для такого вывода. Я полностью согласен со словами “последнего евразийца” Льва Николаевича Гумилева о том, что если России и суждено возродиться, то только через евразийство.
Роман КУПЦОВ
Комментарии