search
main
0

Вита КИРИЧЕНКО: Заметки на полях профессии

​Для описания мира вокруг себя, для сохранения и передачи знаний следующим поколениям, для обучения люди нуждались в символах, знаках, словах. Так возникли тексты, по словам М.М.Бахтина, «первичная данность и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины». Текст могут сопровождать маргиналии – заметки на полях, знаки осмысления того, что узнали и поняли.

ЭПИГРАФБыть может, прежде губ уже родился шепот,И в бездревесности кружилися листы,И те, кому мы посвящаем опыт,До опыта приобрели черты…(О.Мандельштам)В гуманитарном понимании жизнь – это текст, и все мы – читатели великой книги бытия. Как смогут прочесть его наши ученики?Позвольте представить вашему вниманию мои маргиналии – заметки на полях профессии.МАРГИНАЛИЯ СПОРТИВНАЯВ школе я серьезно занималась бегом. Как-то раз одноклассник спросил: «Ты убегаешь или догоняешь?» «Догоняю», – ответила я тогда, потому что 3-й взрослый разряд казался мне более чем скромным успехом. А вот вопрос в силу его метафоричности запомнился на всю жизнь и вышел далеко за рамки спортивной биографии.Школьники учатся быть компетентными носителями языка. Важно, чтобы они осознавали, что русский язык неотъемлемая часть всей их жизни. Его освоение не заканчивается вместе с курсом изучения или с пребыванием детей в школе. Скоро в столице стартует моя образовательная инициатива «Москва – город грамотных людей», смысл которой в том, чтобы сделать работу над ошибками на всех социальных объектах города, мои ученики участвуют в реализации проекта.Это один из примеров поиска методов обучения, которые помогут стать ученику грамотным во всех значениях этого слова, способным достойно прочитать жизнь-текст. Иначе придется лишь догонять прогресс и время, а проблема эта в силу ее метапредметности выходит далеко за рамки русского языка и литературы.РЕМАРКА«Жевательная резинка стоит 1 руб. 46 коп. Какое наибольшее число жевательных резинок можно купить на 110 рублей?» Магазинная арифметика? Нет, типовая задача из прошлогоднего ЕГЭ по математике. 9% российских выпускников не решили на экзамене задачу такого типа.Коллеги объясняют результат по-разному. Математики видят причину в неумении усваивать, знакомиться с содержанием. Биологи дополняют: надо воспринимать, уметь это делать. Физики соглашаются: дети, возможно, разучились толковать, понимать текст, учителя начальной школы уточняют: произносить вслух. Коллеги едины в своих предположениях: для детей проблема различать смыслы, распознавать, видеть сказанное и написанное.Все прозвучавшие глаголы отражают различные аспекты значения одного понятия, которое я считаю ключевым в познавательной и профессиональной деятельности. Слово это – «читать», и разнообразие аспектов его значения говорит о многоликости читательского поведения. На мой взгляд, мы сможем получить другие образовательные результаты во всех областях, если иначе посмотрим на чтение, выберем инновационный подход к привычному процессу.ЭКСЛИБРИС – книжный знак, свидетельствующий о принадлежности книги определенному владельцу.Я говорю, пишу и читаю на двух языках – русском и украинском. Двуязычие помогло в изучении древнерусского языка, приблизило к пониманию того, что «не звуками, не фонетикой, не лингвистикой характеризуется язык, а умственными процессами, лежащими в душе человека и народа».ПАРАГРАФ 120 лет назад я работала в туркменском городе Небит-Даге учителем в русской школе, где в одном классе обучались дети 13 национальностей. Память до сих пор хранит яркую картину: за партами – армянка Оксана Базиян, туркменка Марал Маметклычева, русский Сережа Зотов, казашка Люба Мурзина – все мы читаем вслух «Мещерскую сторону» К.Паустовского. Дети знакомятся с книгой о русской природе, в эти минуты их объединяет не только язык, но и еще одно – то, что стало открытием для меня самой и поразило до слез: о красотах Мещерской стороны читают дети, НИКОГДА не видевшие деревьев и травы, выросшие в городе, построенном в пустыне. В таких условиях, которые теперь принято называть поликультурной средой, роль русского языка – единственного языка общения и средства обучения – определила речевую деятельность как приоритетную и повлияла на выбор ведущего метода обучения – метода постановки учебных задач. Дело не в том, что ученики не способны увидеть решение, дело в том, что они не всегда могут увидеть проблему. Необходимость так организовать деятельность учащихся, чтобы метод заработал, привела к организации чтения как деятельности, а «подлинная деятельность», по словам В.Давыдова, «всегда связана с преобразованием действительности».Результат, ключевая роль в достижении которого принадлежит чтению, – наш многонациональный класс в полном составе успешно выполнил все итоговые работы по предметам, а главное – одноклассники нашли общий язык, и этим языком стал русский.МАРГИНАЛИЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯЧтение в школе часто связывают с чтением литературных текстов, но я понимаю его шире: слово в языке и слово в литературе – одно и то же, как говорят, «пока видишь слово – это еще язык, когда осмыслишь – уже литература». Чтение – это освоение любого содержания через пространство и время.NOTA BENEМы говорим словами теми,Что нам продиктовало время.И мы привязаны навекиК его взыскательной опеке… (И.Эренбург)Читая, мы можем понять текст во всей его полноте только в контексте определенного времени. Это возможно при наличии гипертекста как осмысленного чтения, при котором в круг изучаемых явлений органично включается культурно-историческая среда. Потребность в ее моделировании привела меня в музей. Не буду останавливаться на возможностях музейной педагогики, вошедшей в систему работы. Сейчас важно другое: именно в музее с его условиями для исследовательской работы обучение осмысленному чтению стало в свое время для меня задачей, потребовавшей нового решения.ИНСКРИПТЭта задача определила метод обучения «учебное исследование».Выбор темы, изучение проблемы посредством сопоставления литературных источников, выявление противоречий, определение предмета исследования, определение его цели и задач, построение гипотез исследования, накопление материалов для их подтверждения, их обработка, анализ результатов и оформление работы.Каждый из этапов этого метода требует осмысленного чтения, осознания причинно-следственных связей исследуемых проблем.Важным периодом в осмыслении учебного исследования стало сотрудничество в качестве учителя базовой школы с Высшей школой экономики. При формировании банка тестовых заданий для кафедры русского языка я, как тестолог, определяла контролируемые элементы содержания образования, опираясь на собственный опыт преподавания русского языка и на результаты исследовательских работ учащихся. Ключевыми стали три проблемные темы: «Не с разными частями речи», «Правописание сложных слов», «Н-НН в разных частях речи». Метод учебного исследования позволил ученикам не только успешно освоить эти сложные разделы орфографии, но и значительно расширить границы познавательной активности. Один из результатов – победа проекта моих учеников «Искажение русского языка как угроза национальной безопасности» в межрегиональном конкурсе школьных научно-исследовательских проектов.Сложный этап в исследовании – выбор темы, которая определяет круг вопросов, важных как для русского языка, так и для литературы. Увидеть положительный результат целостного восприятия двух предметов мне удалось во время работы в экзаменационной предметной комиссии Российского государственного гуманитарного университета. Со временем темы исследования стали объединять проблемы уже не двух предметов, а множества образовательных областей: так, например, проект моих учеников «Терминологические особенности научных текстов», включающий статьи по физике, по химии и по биологии, стал победителем в городском конкурсе мультимедийных проектов «Гуманитарные знания – прогрессу общества».ВАЖНАЯ ВСТАВКАЧтение – деятельность человека, в результате которой возникает новое качество самого человека. Элемент труда, вложенный в самого себя, создает неповторимую форму самовоспитания, и это отличает чтение от других видов деятельности в культуре и в обучении. Именно в этом контексте можно говорить о результатах. Количественные показатели не самоцель, они лишь данные для осмысления опыта. Для меня важно, что мои ежегодные победители и призеры предметных олимпиад, 100-балльники по русскому языку – ученики не гуманитарных, а экономических и политехнических классов. Это знак качества метода обучения не только русскому языку, для меня это результат инновационного подхода к чтению.ПАРАГРАФ 2Каковы же цели чтения? Зачем мы читаем?Карандашная метка об очевидномПервый ответ очевидный. Читаем для формирования речи, которая определяет мышление и неразрывно с ним связана.Мое второе профессиональное образование – психологическое – позволило воспринимать вопрос «Зачем читать?» по-другому: осмысленное, «смысловое» чтение стало метапредметным понятием, выходящим за границы собственно образовательного пространства.Карандашная метка о бесспорномВторой ответ бесспорный. Художественная литература стала для разумного населения земного шара аккумулятором смысла – того, что люди за тысячелетия поняли о жизни и о себе.Читать «Войну и мир» действительно нужно. Но не для того, чтобы, участвуя в викторине, бойко ответить на вопрос, какого цвета была собачка Платона Каратаева (не поверите: была лиловая!). А для того, чтобы настроить свой ум на такую волну, на которой вопросы «Кто я?» и «Зачем я на этой Земле?» становятся ОСМЫСЛЕННЫМИ. По точному, на мой взгляд, определению Вадима Левенталя, «школьная программа по литературе – это на самом-то деле программа для активации человеческого в человеке».Карандашная метка об открытомИ третий ответ: читать надо, чтобы учиться принимать решения. Это самый важный ответ для определения ведущего метода обучения в современных условиях, он стал ядром моей методической системы. Нельзя понять текст вне временного контекста, нельзя не замечать и другое: время накладывает отпечаток на отношение учеников к чтению.ФОКУС-МАРГИНАЛИЯОтветом на вызовы времени стал метод принятия непрограммируемых решений, который включает постановку проблемы, поиск однотипных альтернатив, определение критериев для их сравнения, построение иерархии альтернатив и как следствие обоснованный выбор.На уроках стало ключевым выявление и описание «глубинного текста» через гипертекст.Познавательная деятельность неразрывно связана с осмысленным, волевым чтением вне предмета литературы: чтение как принятие решений позволяет, на мой взгляд, решать актуальные образовательные задачи в различных предметных областях.Владельческая надписьМожно сказать, что все этапы этого метода мне пришлось пройти в самообразовании. У меня есть опыт работы корректора. Пример отношения к ошибкам, которые исправляет и учитель, и корректор, – пример однотипных альтернатив. Учителю иногда достаточно обозначить наличие ошибки, корректору – написать исправленный вариант. Результатом построения иерархии альтернатив стал обоснованный выбор – школа юного корректора. И результат непрограммируемого решения не столько максимальный балл за сочинение в части С ЕГЭ по русскому языку (хотя и он радует!), сколько количество посещающих эту школу, а еще 7 выпускников экономических и юридических классов, успешно окончивших факультеты журналистики МГУ и ВШЭ.Работа с авторами учебника русского языка А.Дейкиной и Т.Пахновой потребовала от меня определения критериев для сравнения альтернатив – решением стал обоснованный выбор учебного материала. Победа в городском конкурсе проекта учеников старших классов «Москва на пути к культуре мира», в котором объединили свои усилия филологи, историки, географ и биологи, стала возможной во многом благодаря использованию метода принятия непрограммируемых решений моими коллегами.Самые важные для меня – личностные результаты. Они не всегда поддаются измерениям, но именно они показатель качества прочтения текста жизни.Дарственная надписьБольше двух лет я была ведущей рубрики «Школьный возраст» в журнале «Домашний очаг». Желание понять «своих» родителей привело к общению со всеми родителями, и такой опыт общения помог лучше понять «своих». Диалог на страницах печати не раз напомнил мне о том, что у детей «надежды – свои, а разочарования – наши».ИНФОРМАЦИОННАЯ МАРГИНАЛИЯВ настоящее время не журнал – мой персональный сайт – стал местом диалога, а значит, ЧТЕНИЯ.Работа экспертом в Комплексной информационно-аналитической системе Министерства образования и науки РФ стала для меня в буквальном смысле чтением для принятия решений.Несколько лет я вхожу в интернет-сообщество Сети творческих учителей, опыт общения с коллегами подтверждает кардинальные изменения источников информации. Новые информационные технологии ликвидируют монополию одного способа работы со знаком, а значит, вопрос о методах обучения коммуникации без границ остается открытым.АВТОГРАФПрофессиональный поиск эффективен, если органично связан с личностью учителя: книга с автографом всегда становится единственной. Я бы выделила в собственном профессиональном тексте главу, включающую методы обучения, которые составляют основу моей методической системы и позволяют добиться высоких и стабильных результатов:1) метод постановки учебных задач;2) метод обучения «учебное исследование»;3) метод принятия непрограммируемых решений.P.S.  Почему так много маргиналий посвящены одной главе? Ответ в словах Л.Ландау: «Метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приводит к новым, еще более ценным открытиям».Жизнь-текст достойна своего творца, а значит, наша задача – прочесть то, чего еще нет на страницах. И это будет лучшее чтение – чтение как принятие решений…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте