- Скажите, пожалуйста, если бы у вас была возможность самим определить предмет для нашей встречи, это был бы русский язык или литература?Вы бы предпочли больше письменных заданий или устных?А вам хочется в большей степени быть наблюдателем происходящего или активным участником занятия?
Очевидный выбор для одного из вас может быть вовсе не таким очевидным для другого. И если в ситуации жизненного выбора очевидное зависит от нашего собственного, субъективного восприятия, то в ситуации чтения понимание текста, постижение очевидного опирается на учет объективных закономерностей, значительно расширяющих границы познания и понимания окружающего нас мира. Тема нашего занятия – «Постижение очевидного».Перед вами наши рабочие листы бумаги. Посмотрите на таблицу «Употребление тире в предложении» (у учащихся на столах таблицы по теме с примерами из текстов А.Тарковского и рабочие листы). Вам знакома эта тема. В таблице – то, что вы знаете. Сегодня мы постараемся постичь очевидное – с помощью того, что вы знаете, открыть для себя то, что пока еще не знаете. Если вы посмотрите в «Примеры», заметите одну закономерность. Какую?Все примеры из текстов Андрея Арсеньевича Тарковского. Вам знакомо это имя? Если еще нет – впереди открытие мира одного из величайших русских режиссеров XX века.На слайде:Андрей Арсеньевич Тарковский (04.04.1932-29.12.1986) – режиссер, сценарист, актер, художник. Уже первая его полнометражная работа – «Иваново детство», поставленная по мотивам военного рассказа В.Богомолова «Иван», принесла Андрею Тарковскому мировую известность. Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий. – Объясните, пользуясь таблицей, постановку тире в первом предложении на слайде. (Объясняют.)- А во втором? Это тире между подлежащим и сказуемым? – Нет.- Тире в письменной речи соответствует интонационной паузе в устной, а значит, его функциональность определяется только в предложении. Вы знаете, что, являясь единицей коммуникативного плана, предложение в речи выступает не само по себе, а как часть текста. Чтобы понять текст в целом, нужно понять в нем предложения в их структурно-смысловом единстве, а значит, нужно знать структуру самих предложений. Сегодня, используя таблицу о постановке тире, мы с вами сможем расширить границы нашего знания о тексте, приблизиться к пониманию авторского замысла. Перед вами – текст Андрея Тарковского. Ваша задача – после знакомства с ним ответить на вопрос «О чем этот текст?».Каждый художник во время своего пребывания на земле находит и оставляет после себя какую-то частицу правды о цивилизации, о человечестве. Художник свидетельствует об истине, о своей правде мира. Никто не знает, что такое красота. Мысль, которую люди вырабатывают у себя о красоте, сама идея красоты изменяется в ходе истории вместе с философскими претензиями и просто с развитием человека в течение его собственной жизни. И это заставляет меня думать, что на самом деле красота есть символ чего-то другого. Но чего именно? Красота – символ правды. Я говорю не в смысле противоположности «правда и ложь», но в смысле истины пути, который человек выбирает. Истина, выраженная красотой, загадочна, она не может быть ни расшифрована, ни объяснена словами. Но когда человеческое существо, личность оказывается рядом с этой красотой, сталкивается с этой красотой, она ощущает ее присутствие, хотя бы по мурашкам, которые пробегают по спине. Красота – это словно чудо, свидетелем которого невольно становится человек. В этом все дело.Мне кажется, цель создания человеческого существа – жить. Жить на пути к истине. Вот почему человек творит. Жить – значит творить. В какой-то мере человек творит на пути к истине. Это его способ существовать.(По А.А.Тарковскому)- О чем текст?- …- Мы не услышали однозначного ответа, сложности возникают и с обоснованием имеющихся. Давайте выполним следующую задачу.1. Воспользуемся элементом структурно-синтаксического анализа, составим, пользуясь нашей таблицей, нужный нам «словарь текста» – словарь грамматических основ, между подлежащим и сказуемым которых ставится тире.Красота – символ.Красота – это словно чудо.Цель – жить.Жить – значит творить.- Почему между подлежащими и сказуемыми в этих случаях ставится тире? (Объясняют.)- А о чем текст, как вы поняли?- О красоте, об истине, о поиске, о творчестве…- Наш словарь грамматических основ с тире помогает нам приблизиться к пониманию авторского замысла? Вместо тире – в нашей устной речи важная интонационная пауза, подчеркивающая значимость высказывания. Какие важные мысли объединяют эти 4 основы? (Отвечают.)2. Наши рассуждения приблизили нас к постижению авторского замысла. Сделаем следующий шаг для понимания смысла текста, он, как и первый, связан со структурно-синтаксическим анализом. В языкознании есть термин «избыточность текста»: он выявляет синтаксическую особенность текста (у каждого текста есть, как правило, своя), связанную с количеством способов выражения одного и того же значения. Это может быть синтаксический параллелизм, известный вам по заданию В8 в ЕГЭ, повтор на разных уровнях, и так далее. Давайте снова обратимся к тексту. Найдите пример синтаксического параллелизма в предложениях о красоте:…Красота есть символ чего-то другого. Красота – символ правды. – В первом предложении тире нет, а во втором – есть. Почему? (Отвечают.)- А если рассматривать тире как условие коммуникативной задачи, почему оно именно во втором предложении?- Потому что важно, что красота – это правда.- К слову «правда» есть синоним в тексте?- Есть, «истина».- Чем различаются значения слов «правда» и «истина»? (Ссылка на определение В.Даля, на произведение И.С.Тургенева «Истина и правда».)Воспользуемся частотным анализом текста. Посчитайте, сколько раз встречается в тексте слово «красота» и слово «правда» или «истина».- 9 раз и одно, и другое.- Мы можем на основании результатов проделанной работы говорить, что текст о правде как красоте, об истине… (Отвечают.)3. Наши рассуждения частично подтверждают «словарь текста», но не дают целостного представления об акцентах, закрепленных интонационными паузами, во всем тексте. Предварительные выводы не опираются на весь текст – для них последний абзац «лишний». Значит, нужен еще один элемент структурно-синтаксического анализа – обращение к композиционной структуре текста, выявление ее границ.- Найдите в последнем абзаце пример парцелляции – экспрессивного синтаксического приема, при котором предложение членится на части для того, чтобы акцентировать внимание читателя на какой-то части высказывания:- «Мне кажется, цель создания человеческого существа – жить. Жить на пути к истине».- Здесь и пример тире между подлежащим и сказуемым, и парцелляция, чтобы помочь читателю правильно понять автора. В этой же части текста еще одна важная мысль, она снова выделена интонационной паузой. Какая? – «Жить – значит творить».- Как вы думаете, контекстным синонимом к слову «художник» правильным будет слово «живописец» или слово «творец»?- Творец. Получается, художник и человек, который творит, – это близкие понятия?- Текст начинается со слова «каждый». Какая это часть речи? – Местоимение.- А к какому разряду местоимений оно относится?- К определительным, определяет признак чего-либо или кого-либо.- Еще несколько местоимений этого же разряда назовите, пожалуйста.- Каждый, любой, всякий.- Почему автор использует именно слово «каждый»? (Отвечают.)- Получается, речь идет о каждом человеке, который живет на пути к истине и ТВОРИТ на пути к истине, это его способ существовать – об этом же автор пишет в последнем абзаце. Вот вопрос, над которым он размышляет в этом тексте.Если сформулировать ответ в виде метафоры, то жизнь – путь к истине, и именно ЭТОТ путь рождает ТВОРЧЕСТВО.Это позиция автора. Готовы ли вы принять эту позицию как свою? Почему? (Отвечают.)- Я думаю, мы убедились сегодня, что изучение пунктуации не является самоцелью. Сформулируйте, пожалуйста, чему вы научились и что нового узнали сегодня. (Формулируют: словарь текста, избыточность текста, выявление границ композиционной структуры.)(Три элемента)- А для чего нам необходимо постижение смысла текста? (Отвечают.)- Это тоже путь к истине: ОТ СМЫСЛА ТЕКСТА К СМЫСЛУ ЖИЗНИ! Это путь не одного урока, а путь длиною в человеческую жизнь, и каждый-всякий-любой проходит его самостоятельно, как проходят или прошли его те, кто оставил нам свои тексты-жизни в наследство. И постижение смыслов этих текстов, от урока к уроку, приближает нас к постижению смысла нашего текста под названием «жизнь», учит творить и «жить на пути к истине»!
Комментарии