search
main
0

Виртуальный мир упрощает работу детского мозга – мнение эксперта

Лингвист, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и сравнительного языкознания Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) Вера Пищальникова рассказала, что неограниченное использование цифровых устройств детьми снижает способность абстрактно мыслить.

Фото: pixabay.com

По ее словам, каждый родитель несет личную ответственность за то, сколько времени с гаджетами проводит их ребенок. В интервью ТАСС эксперт отметила, что главной опасностью гаджетов является деградация мышления человека, эту способность он «заработал» в течение эволюции. Технологии, облегчающие жизнь, серьезно влияют на нейрофизиологические процессы. Ведь средства, с помощью которых мы получаем знания, технологически продолжают органы чувств человека, так что технологии оказывают влияние на восприятие мира. Если в детстве не развить речевое мышление, частично заменить познание мира с помощью знаков в гаджетах, то степень абстрактности мышления будет снижена.

В настоящее время цифровая среда сдерживает развитие мозга человека. В отсутствие необходимости доходить до всего своим умом, пропадает и надобность в сложно устроенном мозге. Интернет сегодня делает все, чтобы «своего мозга» у ребенка не было.

В Гарварде психологи изучили группу представителей «поколения Google». Выяснилось, что томограммы их мозга при работе с интернетом дают картину, аналогичную зависимости от алкоголя и наркотиков. Это помогает воспринимать интернет-среду как комфортную представителям уже нескольких поколений. По мнению Веры Пищальниковой, в подобную «дофаминовую ловушку» может попасть любой человек, и его реальная жизнь окажется менее значимой для него. Особенно опасно это для детей – ребенок не должен развиваться в полном противоречии с биологической эволюцией. Чтобы этого не случилось, вербальное мышление должно быть хорошо развито. Если же ребенок забивает в поиск «ключевые слова», а компьютер генерирует высказывание, впоследствии школьнику сложно формулировать свои мысли.

Без логических операций с помощью языка ребенок не сможет анализировать. Интернет помогает имитировать знание и познание. По данным 2003 года, среди 15-летних ребят достаточными навыками чтения обладали всего 36%. Из них 25% могли выполнять лишь задания средней сложности, в частности, обобщать информацию в разных частях текста. По данным 2016 года, только у 2% школьников того же возраста выявили способность понимать сложные тексты, формулировать простые предположения и делать выводы. Так что за 3 десятка лет появилась устойчивая тенденция примитивизации речи. Ведь в поисковик необязательно вводить предложение – сеть почти все делает за нас.

Эксперт отметила, что в лучших университетах мира запрещено использовать интернет в процессе занятий. Она убеждена, что в защиту детей должно включиться государство. Оно должно участвовать в изменении школьного образования и системы контроля знаний.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте