Лингвист, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и сравнительного языкознания Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) Вера Пищальникова рассказала, что неограниченное использование цифровых устройств детьми снижает способность абстрактно мыслить.
По ее словам, каждый родитель несет личную ответственность за то, сколько времени с гаджетами проводит их ребенок. В интервью ТАСС эксперт отметила, что главной опасностью гаджетов является деградация мышления человека, эту способность он «заработал» в течение эволюции. Технологии, облегчающие жизнь, серьезно влияют на нейрофизиологические процессы. Ведь средства, с помощью которых мы получаем знания, технологически продолжают органы чувств человека, так что технологии оказывают влияние на восприятие мира. Если в детстве не развить речевое мышление, частично заменить познание мира с помощью знаков в гаджетах, то степень абстрактности мышления будет снижена.
В настоящее время цифровая среда сдерживает развитие мозга человека. В отсутствие необходимости доходить до всего своим умом, пропадает и надобность в сложно устроенном мозге. Интернет сегодня делает все, чтобы «своего мозга» у ребенка не было.
В Гарварде психологи изучили группу представителей «поколения Google». Выяснилось, что томограммы их мозга при работе с интернетом дают картину, аналогичную зависимости от алкоголя и наркотиков. Это помогает воспринимать интернет-среду как комфортную представителям уже нескольких поколений. По мнению Веры Пищальниковой, в подобную «дофаминовую ловушку» может попасть любой человек, и его реальная жизнь окажется менее значимой для него. Особенно опасно это для детей – ребенок не должен развиваться в полном противоречии с биологической эволюцией. Чтобы этого не случилось, вербальное мышление должно быть хорошо развито. Если же ребенок забивает в поиск «ключевые слова», а компьютер генерирует высказывание, впоследствии школьнику сложно формулировать свои мысли.
Без логических операций с помощью языка ребенок не сможет анализировать. Интернет помогает имитировать знание и познание. По данным 2003 года, среди 15-летних ребят достаточными навыками чтения обладали всего 36%. Из них 25% могли выполнять лишь задания средней сложности, в частности, обобщать информацию в разных частях текста. По данным 2016 года, только у 2% школьников того же возраста выявили способность понимать сложные тексты, формулировать простые предположения и делать выводы. Так что за 3 десятка лет появилась устойчивая тенденция примитивизации речи. Ведь в поисковик необязательно вводить предложение – сеть почти все делает за нас.
Эксперт отметила, что в лучших университетах мира запрещено использовать интернет в процессе занятий. Она убеждена, что в защиту детей должно включиться государство. Оно должно участвовать в изменении школьного образования и системы контроля знаний.
Комментарии