search
main
0

Виртуальный Эрмитаж. Компьютер учит творить и чувствовать

Современный урок, зародившийся как форма массового обучения детей еще в XVI веке, ставит перед собой задачу по организации познавательной деятельности подрастающего поколения. Эта деятельность складывается из серии психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Отправная точка в процессе любой деятельности – ощущение.

Информация, на основе которой складывается целостный образ какого-либо предмета или явления действительности, поступает к нам через слуховые и зрительные анализаторы. Их развитием можно и нужно заниматься на уроках изобразительного искусства начиная с младших классов. Эффективнее для этих целей использовать мультимедийные возможности компьютера и электронных образовательных программ. Современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, Интернет-ресурсы, аудио- и видеотехника, а также системы коммуникации, способствуют повышению качества любого урока.

Урок изобразительного искусства – это особый урок. И требования к нему особые – он должен строиться по законам искусства. Отсюда и вытекает ряд его особенностей. Прежде всего урок искусства должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Я считаю, что урок искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это – составные элементы эмоциональной драматургии уроков изобразительного искусства.

Чем же информационные технологии могут помочь современному учителю на уроках изобразительного искусства? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта учителей нашей школы.

Каждый преподаватель знает, какое количество наглядного материала нужно принести и разместить в классе к любому уроку. Не исключение и уроки изобразительного искусства. Возможно, они даже более требовательны к количеству и качеству наглядного материала. И вот тут на помощь учителю приходят современные технологии.

Как известно, экскурсия в музей – одна из самых распространенных форм образования. Экскурсии проводили еще жрецы афинских храмов. Они подводили маленьких афинян к скульптуре Зевса и говорили строгим голосом: «Посмотрите, дети, это бог Зевс!» С тех пор прошло много времени, и музейная педагогика изменилась, но я считаю, что по-прежнему музей призван будить воображение ребенка. Сюда приходят прежде всего чтобы смотреть, и только потом – слушать.

Но разве все педагоги имеют возможность водить детей в музеи, в картинные галереи? Может ли каждая школа найти средства для проведения «выездных» уроков в Третьяковской галерее, в Художественном музее имени Пушкина, Эрмитаже? Увы, нет. Это еще раз доказывает, как актуально в наше время использование ИКТ. Поэтому виртуальный музей не может не заинтересовать ученика, оставить его равнодушным.

Какого бы качества ни были репродукции, каждый учитель понимает, что это не только вчерашний день – это прошлый век образования. На своих уроках я стараюсь эффективнее использовать мультимедийные возможности компьютера и электронных образовательных программ. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нужно помнить еще и о том, что современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в цифровой форме, чем при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Разработка и применение компьютерных программ на уроках эстетического цикла позволяют глубже усвоить предлагаемые темы, обеспечить наибольшую наглядность, что очень важно, показать ученикам этапы выполнения предлагаемого задания, а также проиллюстрировать урок не только произведениями художников, но и собственными работами ребят, что повышает их интерес к предмету. Создание мультимедийных презентаций позволяет ученикам создать свой музей. А это автоматически вызывает интерес как к предмету, так и к художественному искусству в целом. Ведь всякое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на личную заинтересованность ребенка. А что может быть интересней и притягательней, чем познание нового в неограниченном пространстве, несмотря на географию проживания!

Хотелось бы отметить, что проведение урока с использованием современных технологий требует от учителя огромной подготовительной работы, занимает длительное время, но все затраты окупаются результатами – эффективностью обучения, созданием мотивации ученика.

Марина ВОЛКОВА, учитель начальных классов школы №1

Малоярославец, Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте