search
main
0

Виртуальные экскурсоводы. Эволюция в образовании

​Одна из важнейших задач образования в наши дни – подготовка к реальной жизни, поэтому применение современного подхода в обучении невозможно без использования новейших, а иногда самых неожиданных для сферы образования информационных технологий.

Ведь сегодня даже простейший ремонт в квартире вам предложат сопроводить дизайн-проектом в формате «видео-360». А на крупнейших выставках вы не найдете стендов без демонстрационных активностей с использованием очков виртуальной реальности. И в мир искусства стремительно врывается видео-360 – от съемок концертов известных исполнителей до 3D-экскурсий по крупнейшим музеям мира: Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Музей Лувра в Париже, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. Образовательные экскурсии в режиме «видео-360» могли бы сопровождать повышение квалификации как эффективный образовательный материал, чтобы самая широкая аудитория смогла встраивать их в свои уроки, получая видео как часть контента Московской электронной школы в качестве аккуратно спроектированных дидактических материалов, создавая эти уроки на технологически и качественно новом образовательном уровне.Почему же видео-360 становится все более актуальным для образования? В 2015 году мы задумались над этим и попробовали разработать ряд активностей с использованием видео-360 для курсов повышения квалификации. Апробация наглядно показала, что учить деятельности, не включая в деятельность, неэффективно. Научиться иностранному языку или математике трудно, лишь наблюдая. С другой стороны, потребности учителей показали острую необходимость в наглядных путешествиях – обзорах по темам уроков, где ученик или не окажется никогда, или куда приходится добираться значительное количество времени по сравнению с длительностью и масштабом обзора. При этом множество музеев включают экспонаты, к которым нельзя приблизиться и рассмотреть поближе, их можно наблюдать только удаленно, либо это места, куда невозможно попасть физически, например труднодоступные природные зоны или даже просто конкретные, но быстротечные природные процессы. Все эти тонкости стали очевидны после создания пилотной экскурсии. При этом была отработана технология съемки, выявлены и сформулированы основные требования к формату «видео-360» для целей образования, а результат был успешно апробирован на учительском сообществе. После этого мы приступили к созданию цикла виртуальных метапредметных экскурсий для слушателей ПК и их учеников в режиме «видео-360». К началу нового учебного года для виртуального посещения станут доступны около 40 уникальных мест, имеющих образовательную ценность. Видео-360 – новый тренд, который несет изменения в сфере образования. В этой технологии на помощь приходят компьютерная графика и моделирование, действие четко расписано и срежиссировано, а зритель остается наедине со специально отобранным контентом. И это уникальное преимущество технологии «видео-360». Единство пространства и времени дает зрителю не только эффект полного присутствия, но и ощущение сопричастности. Видео-360 расширяет угол обзора до 360 градусов, зритель может посмотреть по сторонам, проследовать за камерой и рассмотреть объекты, которые находятся за ним, а это и есть жанр образовательной экскурсии, дающий эффект погружения. Между учеником и учебным материалом больше нет посредников, ученик чувствует, что это именно он путешествует по залам музеев, находится в Центре управления полетами или наблюдает за жизнью леса. Уже закончена работа над виртуальной метапредметной экскурсией «Московские адреса Серебряного века». Если бы это было видео в традиционном формате, оно бы представляло собой традиционную нарезку из разных планов, при этом оператор каждый раз ставил бы камеру на штатив, снимал, выключал камеру, а потом перемещался в следующую точку. Потом нужно было бы озвучить и смонтировать материал. Формат такого ролика хорошо знаком и привычен зрителям, но как же будет выглядеть экскурсия в режиме «видео-360»?Только представьте, вы в одночасье оказываетесь в Государственном центральном музее современной истории России, где заслуженный артист России Павел Любимцев погружает вас в историческую атмосферу Серебряного века, эпоху войн и революций, стремительных изменений и экономических реформ. Затем вы переноситесь в залы Государственной Третьяковской галереи, а ее директор Зельфира Трегулова рассказывает о мировоззрении художников «Мира искусства» и знакомит с примерами их произведений. И вот, наконец, консерватория, в огромном зале только для вас музыку Рахманинова исполняет выдающийся пианист Юрий Розум, а на сцену МХТ им. А.П.Чехова к вам выходит блистательная актриса Ирина Мирошниченко, проводит в закулисье и рассказывает о театре эпохи, а в гримерке Станиславского вы оказываетесь уже наедине с атмосферой творчества великого мастера. И в любой момент на протяжении своего путешествия вы можете оглядываться, рассматривать детали, интерьеры, решетки, лестницы, смотреть на вещи с неожиданных ракурсов и чувствовать прикосновение времени и истории!В настоящее время полным ходом идет создание виртуальных метапредметных экскурсий в режиме «видео-360» по темам «Освоение космоса» и «Экология». Экология – универсальная межпредметная тема, которая достаточно сложна с точки зрения организации натурных экскурсий, ведь осенью, когда учебный год только начался, экскурсии еще не организуются, затем холодает, наступает зима, земля засыпает, а растения и животные вместе с ней, затем наступает весна, становится мокро и грязно, и вот, наконец, наступает лето, можно ехать за живыми исследованиями и наблюдениями природы, но учебный год, увы, заканчивается… Поэтому именно экскурсия на экологическую тематику уже на стадии ее разработки вызывает живейший интерес среди учителей и желание получить ее в свой дидактический арсенал.Что касается экскурсий по космической тематике, то в целом они доступны, но есть огромное количество значимых, ключевых мест, в которых ребенок никогда не побывает, – это и пульт управления космическими полетами, и кабина космического корабля, и центрифуга, в которой тренируют космонавтов. Ну и самое интересное – съемки в открытом космосе и в невесомости на борту космического корабля должны стать самым интересным моментом нашей экскурсии и дать целостное представление об этой теме.Новый формат образовательного видео универсален и подходит для всех видов занятий: это не только образовательные экскурсии и демонстрации редких физических и химических опытов, которые можно показать на установках, существующих в единственном экземпляре в закрытых научных центрах, но и многое другое в меру фантазии авторов. Работать с таким видео учителю и ученику очень просто – нужно только навести курсор, зажать кнопку мыши и перетянуть курсор в любом направлении, как в обычном плеере. Таким образом, виртуальные экскурсии в режиме «видео-360» открывают большие возможности для образовательной деятельности по учебным предметам:- позволяют обеспечить междисциплинарную образовательную среду, способствующую пониманию учащимися метапредметности мира и восприятия его как единого целого, а не как процесса изучения отдельных дисциплин; – дают возможность учителю и его учащимся, не покидая своего класса, увидеть объекты, недоступные с точки зрения личного посещения, но необходимые в рамках образовательной программы;- помогают учителю конструировать современные уроки, способствующие эффективному и качественному достижению образовательных результатов учащимися через погружение в объекты, обладающие одновременно исторической, природной, естественно-научной, архитектурной и пр. образовательной ценностью как точки интеграции учебных дисциплин;- дают возможность совершения путешествий и прогулок не только любому школьнику, но бесценны как для учащихся с ограниченными возможностями, так и для школьников любых регионов России в целом.Павел ЛЮБИМЦЕВ, заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, профессор:- Проект виртуальных образовательных путешествий «видео-360» представляется мне делом чрезвычайно любопытным. Я, будучи человеком XX века, не очень хорошо разбираюсь в современных технологиях, но я вижу во всем проекте таких экскурсий серьезную образовательную перспективу.Честно говоря, когда мы начинали делать путешествие о Серебряном веке, я опасался, что короткая протяженность не даст возможности представить широту знаний по теме. Мои опасения оказались напрасны! Это путешествие очень содержательно. Уже не говоря о том, как интересно входить в пространство, имея возможность в нем оглядеться – взглянуть направо, налево, посмотреть себе под ноги, в небо, в даль… Я имею честь быть ведущим этого путешествия. И я абсолютно уверен, что, знакомясь с этими материалами, много можно почерпнуть. Это сочетание полезного и занимательного.Юлия ФЕДОРОВА,директор Центра педагогического дизайна и цифровой педагогики МИОО,Ольга НЕВСКАЯ,заместитель директора центра,Станислав СВЕТЛАНОВ,начальник отдела медиасопровождения центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте