Директоров не обманешь. Когда они приходят в «чужую» школу, их въедливый глаз обнаруживает самые тщательно скрываемые недочеты. Городской конкурс общеобразовательных учреждений – это не соревнование бумаг, это реальное знакомство. Стать призером такого конкурса – значит быть признанным профессионалом, строгим и в чем-то предвзятым, ведь каждый считает собственное детище лучшим. В 2008 году второе место среди школ Екатеринбурга, а их около двухсот, заняла школа №128. В ее практике масса интересных придумок, неожиданных традиций. Но главное – в стержне. Все находки и нововведения вьются вокруг глобальной концепции школы. Ею взят курс на формирование информационной культуры. Не пустые слова. Концепция подразумевает создание особого климата, ориентирующего и учеников, и педагогов на инновации, господство психологии экспериментаторства, исследования, «принятия нового».
Компьютеров много не бывает
Технической оснащенностью сегодня никого не удивишь: национальный проект «Образование» добился-таки всеобщей компьютеризации школ страны. В 128-й на примерно тысячу учеников – два стационарных компьютерных класса и один мобильный, все машины объединены в локальную сеть. «Передвижники» выглядят так: 16 ноутбуков грузятся на специальную тележку и перевозятся от одной кафедры к другой по необходимости. Если запланирован урок биологии с использованием информационной техники или понадобилось ставить химические опыты виртуально, то мобильный класс движется в сторону кафедры естественных наук. Традиционных уроков в чистом виде почти не осталось: один-два элемента электронного обучения обязательно присутствуют что на математике, что на литературе. Однако для полного удовлетворения современных информационных потребностей, по мнению руководства, нужен, как минимум, еще один класс ИКТ.
Да, компьютеров много не бывает. Но вот парадокс: если компьютеров маловато, это тоже не беда. Постулат о первичности материи сегодня не столь очевиден, как когда-то. В школе прекрасно понимают, что дело отнюдь не в количестве умных машин, а в числе «умных людей». Информационная культура (слово «культура», напоминаю здесь себе и гостям, – это среда, почва) подразумевает не только доступ к информации и даже не умение работать с ней, но – производство собственной информации. А это уже исследование, творчество в чистом виде. Здесь важны навыки обращения не с техникой, а с собственной головой.
Еще в «донацпроектную» пору для обмена опытом в екатеринбургскую школу приехали гости из Ливерпуля. «У нас перед каждым учеником – ноутбук и телефон. Ваши дети выстраиваются в очередь к компьютеру. Почему же они так легко решают задачи поискового характера?» – сдержанно удивлялись британцы. Да потому что техника – не панацея. С ней процесс образования эффективнее, легче, быстрее, но процесс мышления никто не отменял. «Во всем нужна мера», – упорядочивает «электронные эмоции» директор школы и идеолог ее концепции Леонид Поляков. Интернет называют новой Библией, но и сточной канавой. С его помощью можно сформировать мировоззрение, определить свой путь в мире или отравиться миазмами гигантской свалки. Необходимо научить ребенка отличать полезное от вредного. Для этого существует проверенный веками инструмент – печатная книга. В школе информационной культуры взят курс не только на увеличение количества компьютеров, но и на развитие традиционной библиотеки и возвращение детей к чтению книг.
Информационная культура учеников вряд ли возможна без информационной культуры учителей. А с этим порой дело обстоит сложнее. «Мы заметили, что инновациям сопротивляются чаще всего те педагоги, которые имеют хорошие показатели в традиционной форме обучения, результативно проводят классический урок, – рассказывает заместитель директора школы №128 Алла Мехедько. – Но даже самых рьяных традиционалистов стали подталкивать к переменам сами школьники. На сегодня 87 процентов педагогического состава прошли обучение информационным технологиям. Некоторые начинали с уровня пользователей: как включить сеть, какие кнопки нажимать, но со временем проявили желание продолжить обучение. Теперь практически все преподаватели способны подготовить презентацию урока, им стало скучно работать только с доской и мелом. Ну а выполнение домашнего задания в форме презентации – не роскошь, а уже привычное средство обучения».
Жизнь трясогузки
Промышленный район Екатеринбурга, Уралмаш, где расположена 128-я, – один из самых зеленых в городе. Вокруг здания школы много деревьев, видимо, это и привлекло семью трясогузок, которая поселилась в межоконном проеме. Вся школа наблюдала за птицами изо дня в день: вот у «молодоженов» родились птенцы, вот папа начал выкармливать потомство, а мама учить летать. Когда неуклюжие малыши совершали свои первые полеты, ученики вместе с педагогами следили, чтобы во дворе не появилась кошка или другая опасность. Осенью птицы улетели, но вернулись на следующий год. И тогда ученице одиннадцатого класса Владлене Тихоновой пришла мысль провести не просто наблюдение, а настоящее исследование. К гнезду были подключены датчики, которые фиксировали режим питания, высчитывали время, необходимое для принятия пищи, для обучения полетам. Получился необычный интегрированный проект информатики и биологии, который был замечен на уровне областного центра.
Есть проектные институты. 128-я – «проектная школа». Здесь процветает актуальный сегодня проектный метод обучения. Выбрать тему, разработать ее, аргументировать, добиться результата, оформить в электронном виде – этим заняты дети едва ли не с первого класса (например, ученик начальной школы вырастил цыпленка, просчитав детально температурный и световой режим вылупления из яйца, обсыхания и других этапов цыплячьей судьбы). Главное же направление – техническое.
Началось все три года назад с воплощения в жизнь лозунга о непрерывности образования и заключения договора о сотрудничестве с радиотехническим институтом Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ). Вузу важно отыскать способных студентов еще в потенциальных абитуриентах. Школе же такое сотрудничество дает мощную лабораторную базу, общение с квалифицированными преподавателями, раннюю профессиональную ориентацию учеников. Прошлый учебный год завершился для школы №128 триумфально. Несколько ребят готовили исследовательские проекты на конкурс, объявленный радиотехническим институтом. Лучшие восемь участников со всей Свердловской области получили «Золотой сертификат ректора» и были зачислены в вуз без экзаменов, среди них три выпускника Школы информационной культуры. На зачисление они отправились с необычным эскортом: вместо привычно волнующихся родителей их сопровождали тоже волнующиеся директор школы и три его заместителя. В нынешнем году уже десять человек готовят конкурсные проекты.
Преподавателями УГТУ-УПИ было предложено их участие в летнем школьном лагере. До сих пор в каникулы в школе собирались лишь младшие, «начальники», но теперь решили организовать лагерь и для старшеклассников. Ребята отдыхают, ходят в кино и музеи, занимаются спортом, вместе с психологами участвуют в тренингах и играх по сплочению коллектива и формированию лидерских качеств. А кроме этого, приходят в институт, посещают лаборатории, кафедры, общаются с вузовскими преподавателями.
Повальная «проектная ориентация», честно говоря, немного удивляет. Все же это работа для «передовиков школьного производства». Что же, здесь нет отстающих? Есть, конечно. Школа востребована в микрорайоне, в нынешнем году набрано шесть первых классов! Но отбор как таковой отсутствует, и это принципиально. «Берем всех!» – заявляет директор школьную позицию. Создана система психолого-педагогического сопровождения детей с ослабленной мотивацией к учебе. Ее основная задача – отыскать интерес в каждом и для каждого. «Мы ориентируем детей, практически всех, на подготовку проектов и их публичную защиту. Это развивает умение презентовать себя, повышает их личную конкурентоспособность, что очень пригодится в жизни, на любом выбранном пути. По сути, школа информационной культуры учит проектировать свое будущее».
Стандарт – нестандарт
А еще она подталкивает к придумыванию нового и положительному отношению ко всему нестандартному, незаурядному.
С первого класса дети попадают в необычную обстановку. Они становятся жителями самостоятельного «населенного пункта» – города Солнца. Каждый класс – отдельный дом. В городе, как положено, есть мэр. 24 октября – все на выборы мэра! Кандидаты (обычно третьеклассники или четвероклассники) пишут программы «Как мы видим школу будущего», выступают с ними перед «избирателями», собирают подписи, затем голоса. В течение учебного года избранный глава города должен принятую программу выполнить, конечно, совместно с «электоратом». Информация о деятельности открыта, доступна: мероприятия – как планируемые, так и осуществленные – можно увидеть на особой карте. Так дети готовятся к взрослой жизни в гражданском обществе.
Недавно в школьном музее открылась Комната славы учителей. Педагоги выставили свои награды, дипломы, кубки. Считается, что молодое поколение мало интересуется прошлым, которое им представляется некоей темной исторической ямой. Оказалось, это неверно. Школьники ревностно следили, чтобы их учителя предстали перед всеми в наилучшем виде, чтобы им, ученикам, было чем гордиться. «Наша классная еще и поет, и сольфеджио она сдала на «пять». – «А Римма Анатольевна в пионерском лагере заняла первое место по шашкам»… Комната славы учителей тоже дает информацию: о людях, которые рядом.
Среди любимых школьных традиций – Дни науки. Один урок во всех классах посвящается встрече с интересными людьми. Искать кандидатов начинают задолго, и вот одновременно на улицу Индустрии прибывают человек сорок, которым есть чем удивить информированное поколение. Чем? Опытом, конечно, не книжным и не интернетным, а реальным. Инженер метрополитена рассказывает, как дробятся горные породы, и демонстрирует специальные приспособления. Художник рисует на теле. Другой художник делает картины из соли, которые оказывают терапевтическое действие на нервную систему. Кто-то проектирует воздушный шар, кто-то по скалам ходит, как по паркету. И ко всему – научный подход: докажите, что солевые картины способны снять стресс, а шар действительно полетит. Для старшеклассников же Дни науки становятся временем общения с профессорами любимого вуза.
Сейчас в рамках главной линии – формирования информационной культуры – в школе №128 задумано организовать виртуальное родительское собрание. Когда среди пап и мам провели опрос, педагогический коллектив убедился, что родители, даже из числа самых заинтересованных, не знают о многом, что происходит в школе и в классе с их детьми. Виртуальное родительское собрание, которое станет постоянно действующим сайтом, позволит подробно информировать родителей о жизни образовательного учреждения, даст возможность задавать вопросы и получать ответы. Но это пока – будущее. Не виртуальное, не иллюзорное, а вполне реальное.
Так инновационность, заданная информатизацией, распространяется на разные стороны деятельности школы. Педагогический коллектив в последние годы стал более мобилен, растет его желание экспериментировать, участвовать в исследованиях. Школа созрела для статуса экспериментальной площадки. С одной стороны, ей есть чем поделиться. С другой стороны, живет желание учиться дальше, пробовать, осваивать чужой опыт и распространять собственный.
Комментарии