«Благодаря использованию интернет-сетей границы мира неизмеримо расширились». «Мир сузился до размеров компьютерного монитора». Эти два прямо противоположных суждения тем не менее сегодня одинаково верны. Все зависит только от того, насколько хорошо ты изучил карту виртуального пространства. Научили ли тебя правильно прокладывать курс, избегать рифов и мелей, опасностей и неприятных сюрпризов, которые подчас кроются за внешне столь привлекательными картинками. Ну и, естественно, от главного – есть ли у тебя компьютер и подключен ли он к Всемирной сети.
Если взять два последних показателя по России, то ведущиеся в обществе дискуссии о вредности и полезности интернета для многих людей имеют пока чисто теоретический характер. Применить выработанные в их ходе рекомендации не всегда представляется возможным хотя бы в силу того, что число персональных компьютеров у нас не столь уж велико – 15 миллионов. А услугами интернета пользуются только 18 миллионов сограждан. То есть прогресс проник далеко не во все уголки нашей обширной Родины. Да и не очень его там ждут, поскольку и без него забот хватает. Кроме того, похоже, во многих региональных властных структурах до сих пор бытует убеждение, что, дескать, деды наши без этих заморских хитростей жили и ничего – обходились.
С практичностью такого подхода, конечно, не поспоришь. Правда, школьник, изучающий информатику исключительно по книжке (проще говоря, на пальцах), уподобляется человеку, который осваивает стиль плавания на берегу. То есть особых достижений от него ждать не стоит, поскольку к хорошему образованию ему в силу подготовки не пробиться. На стипендию в престижном зарубежном университете нашему «некомпьютеризованному» выпускнику рассчитывать нет смысла, да и отечественным вузам такие не очень-то нужны.
Последствия очевидны. Уже лет через пять властям эдакого патриархального местечка придется за большие деньги завозить специалистов из центра либо повышать директора бани до начальника энергосетей.
Кое-где это понимают. А где-то даже считают очень важной проблемой. Далеко не случайно, что в Республике Коми на компьютеризацию школ уже потрачено около 75 миллионов рублей. А в этом году выделено еще 25 миллионов на подключение всех школ региона к интернету. Особое внимание обращается на село, куда отправили 220 компьютеров. В Госсовете республики считают, что школьного образования двух сортов – городского и сельского в Коми быть не должно. Надо добиться, чтобы оно было одно – отличное. И средств на это не жалеют. Деньги стараются найти, где только можно, хотя министр образования и высшей школы РК Алексей Изъянов недавно с горечью признался, что курируемая его министерством программа развития образования в части компьютеризации профинансирована всего на 0,01 процента.
К счастью, помогают коммерческие структуры, которые наконец осознали, что без хорошего кадрового резерва им не стоит и думать о планах дальнейшего развития. Так, ОАО «Северо-Западный Телеком» уже третий год проводит акцию «Интернет для школьников», в ходе которой учащиеся могут познакомиться с возможностями глобальной информационной сети, получить навыки работы с компьютером в 28 интернет-центрах. А ОАО «Связь» выразило готовность предоставить 20-процентную скидку при подключении сельских школ к интернету.
Процесс компьютеризации школ взяли под жесткий контроль законодатели Коми. Отрадно, что их содействие носит совсем не формальный характер и не ограничивается «вызовом на ковер» провинившихся чиновников. Каждый старается помочь в меру своих сил. И иногда их усилия приносят прямо-таки поразительные результаты. Так, председатель Комитета Госсовета РК по социальной политике Ростислав Гольдштейн не только стал единственным российским законодателем, пришедшим на международный семинар «Безопасность детей в Сети», который недавно состоялся в Москве, но и сумел договориться с президентом компании Microsoft в России и СНГ о проведении семинаров для педагогов Коми. Они позволят учителям более эффективно работать с компьютерной техникой, научат, как уберечь детей от покушений на их личность со стороны многочисленных ядовитых паучков, заселивших Всемирную паутину.
Комментарии