Детство – время фантазий. При этом любая мечта может воплотиться в игре: сегодня ты доктор, врач, завтра – космонавт или даже президент. Детство – незабываемая пора в жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Все, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, который очень помогает во взрослой жизни.
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу как можно раньше ознакомить дошкольников с миром профессий, чтобы помочь им в будущем успешно реализоваться, состояться как личностям и профессионалам, обрести навыки педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе специальности с учетом индивидуальных возможностей и особенностей.
В современном дошкольном образовании выделяется несколько наиболее эффективных технологий для обеспечения ранней профориентации детей. Это исследовательская деятельность, сюжетно-ролевые игры, интегрированное обучение, музейное дело, информационно-коммуникационные технологии.
Особое место в этом ряду занимает проектная деятельность, так как именно она основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию ребенка, базируется на глубоком уважении к личности малыша. Главное в проектной деятельности – самостоятельная работа детей, исследовательская и продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир.
Обращаясь к собственному опыту работы в направлении ранней профориентации дошкольников, особенно хочется поделиться разработкой и результатами проекта «Карусель профессий», в котором принимали участие дети, родители и воспитатели старшей группы дошкольного отделения.
Системно заняться этим направлением нас побудил опрос, который мы провели среди наших старших дошкольников: дети не смогли ответить, что делают на работе их родители. Тогда у нас возникла идея проекта ранней профориентации дошкольников, где через проектную и игровую технологии обеспечивается знакомство ребенка с разными профессиями, формируются представления о значимости и ценности различных видов деятельности.
Создавая этот проект, мы ставили перед собой задачу представить детям как можно больше профессий и сформировать в них уважение к труду взрослых.
Сначала мы должны были понять, какие знания по теме «Профессии» есть у детей. Для этого мы использовали технологию «Модель трех вопросов» Лидии Михайловой-Свирской: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как можно узнать?».
Занятия проводились в формате бесед, дидактических игр, педагогических наблюдений во время сюжетно-ролевой игры и на утреннем круге.
В течение всего учебного года дети изучали мир профессий с помощью сюжетно-ролевых игр. Эта технология позволяет совмещать элементы игры и обучения. Самое главное правило для взрослых: ребенку недостаточно знать о профессии, в нее нужно поиграть! И дети с удовольствием играли в поликлинику, магазин, салон красоты, проживая различные сюжеты.
Наряду с сюжетно-ролевой игрой, которая помогает сформировать у детей представления о труде взрослых, в образовательном процессе детского сада мы использовали дидактические игры, театральные постановки, направленные на уточнение и систематизацию знаний детей о профессиях.
«Интеллектуальные машины», «Кому что нужно для работы» – эти дидактические игры стимулируют творческий подход детей и побуждают их играть в строителей, водителей, работников супермаркета. Содержание игр формирует и углубляет знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение.
Игровые технологии способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях разных специалистов и их орудиях труда.
Работу по ранней профориентации мы проводим и в процессе лепки, ручного труда, экспериментирования, рисования, ведь все эти виды деятельности позволяют познать разные стороны профессий. Выставка творчества детей легко превращается в выставку профессий.
При изучении профессий мы использовали такую форму работы, как экскурсии. Они способствуют развитию наблюдательности, интереса к изучаемым элементам. В рамках проекта были организованы экскурсии по детскому саду.
Значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения, поэтому мы активно используем информационно-коммуникационные технологии, нам на помощь приходят фильмы, различные видеофрагменты.
В условиях современного мегаполиса сложно организовывать экскурсии на предприятия, чтобы дети могли познакомиться с людьми разных профессий непосредственно на их рабочих местах. Поэтому мы начали активно использовать виртуальные экскурсии. Благодаря им образовательный процесс стал более разнообразным и интересным. Ребята ознакомились с фабрикой по производству мороженого «Чистая линия», побывали в Большом театре – посмотрели отрывок из балета «Лебединое озеро». Дошкольники виртуально посетили кондитерскую фабрику им. Бабаева и пожарно-спасательную часть МЧС.
Знакомя детей с миром профессий, мы использовали инновационную технологию виртуального гостевания. Это альтернатива занятиям «Гость группы». Не покидая группы, дошкольники путешествовали по организациям, где работают их мамы и папы. Для этого мы предложили родителям записать видеоролики и рассказать о своей профессии. Виртуальный гость должен был не просто рассказать на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показать рабочее место, оборудование, инструменты, которые используют люди данной профессии. Видеоролики получились живыми, создали атмосферу реального общения и не превышали трех минут. Родители сами стали участниками образовательного процесса.
При реализации проекта мы активно использовали материалы библиотеки МЭШ, основное внимание уделили разделу «Приложения», где представлены интерактивные задания, созданные на базе платформы Учи.ру. Детям очень понравилось выполнять эти интересные интерактивные задания.
В нашем проекте мы использовали образовательно-исследовательский проект «Навигатум», который содержит профориентационные и образовательные материалы как для дошкольников, так и для начальных классов, старших школьников и студентов. Для работы с дошкольниками из «Навигатума» мы взяли развивающие мультфильмы, игры, сказки, программы о разных отраслях народного хозяйства, труде и профессиях. Каждый мультфильм – это интересная законченная история. Два главных героя изучают какую-то профессию или орудия труда.
Мы привлекали родителей не только для проведения виртуальных экскурсий, а организовывали для них консультации, каждый месяц проводили досуговые мероприятия по разным профессиям.
Наш проект позволил значительно расширить у детей знания и представления о профессиях, они с гордостью стали рассказывать о специальностях своих пап и мам. А у родителей возрос интерес к образовательному процессу, развитию творчества и знаний у детей, возникло желание участвовать в жизни дошколят.
Так что наш проект, направленный на раннюю профориентацию дошкольников, создал среду для совместной партнерской деятельности всех участников образовательного процесса – воспитателей, детей и родителей. Именно такой вид деятельности предусматривает ФГОС дошкольного образования. Мы с большим удовлетворением можем сказать, что все поставленные задачи решены, а цель достигнута!
Ольга ПАПЕКОВА, методист дошкольного отделения школы №1355
Комментарии